Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Category:

10 кораблей, которые изменили мир

На данный пост меня сподвигла недавняя беседа с одним из знакомых, которую можно свести к примерно такому вопросу: «Какие десять кораблей оказали наиболее значительное влияние на развитие кораблестроения и военно-морских вооружений в целом?» Вопрос, безусловно, интересный. Будучи любителем всевозможных рейтингов, решил составить свой. Разумеется, ограничившись периодом «брони и пара», хотя и с некоторым расширением на «ракетно-ядерный век». Причем корабли в списке попытался расставить в соответствии со своим представлением об их значении.

Итак, "10 кораблей, которые изменили мир" – громко и тенденциозно…



1. «Дредноут» (Великобритания, 1906 г.)

Как вы понимаете, на первое место никакой другой корабль претендовать не может просто по определению. За последние 200 лет – это как минимум – всего два корабля своими именами дали названия целым классам (второй тоже будет в данном рейтинге, но ниже). «Дредноут» – это не просто корабль, это корабль-символ, корабль-событие, уникальный водораздел эпох. Не зря же мы сейчас выделяем «период до-дредноутов», «период дредноутов», «период сверхдредноутов». Он определил облик линейного корабля на следующие 40 лет – фактически, до самого его схода со сцены. Хотя концепция «all-big-gun» к тому времени витала в воздухе, первыми ее воплотили в металле именно англичане. Неуемная энергия адмирала Фишера сделала свое дело! Американцы со своим «Мичиганом» нервно курят в сторонке.


2. «Уорриор» (Великобритания, 1861 г.)

Если «Дредноут» стал звездным часом эпохи брони и пара, то «Уорриор» лежит в ее истоках. Правда, тут надо сделать оговорку. Он был не единственным и даже не первым настоящим броненосцем – в частности, французы считают, что право считаться первым принадлежит их «Глуару». Не будем спорить, но… Нередко технические новинки или новые образцы вооружения первыми появляются в далеко не ведущих в военно-техническом отношении странах. Однако определяющую роль они начинают играть только тогда, когда их в массовом порядке берут на вооружение крупные армии. Так и в данном случае. Броневая защита на боевом корабле могла появиться где угодно (одни китайские «черепахи» чего стоят!), однако даже для французов она могла оставаться дорогой игрушкой, не более. Но раз броненосцы стала строить Владычица Морей, то ни для кого уже не оставалось сомнений – они пришли всерьез и надолго. Поэтому только «Уорриор» – и никаких компромиссов!


3. «Батум» (Россия/Великобритания, 1880 г.)

Самый маленький корабль в этом рейтинге. Может даже показаться, что он был в него включен только ради того, чтобы хотя бы один лучший корабль оказался русским. Тем не менее, это не так.

Как и у многих других классов боевых кораблей, у миноносцев был свой этап становления. Идеальный носитель торпедного оружия определялся методом проб и ошибок. Практически одновременно появлялись и минные катера, и монстроидальные создания типа немецкого «Ягера». Так что, «Батум» стал той самой золотой серединой, от которой пошел дальнейший отсчет. Не зря выражение «Batum-class torpedoboat» стало нарицательным. Все последующие корабли данного класса ведут свою родословную именно с него. Именно с этого времени носитель торпедного оружия – это что-то длинное, узкое, быстроходное; короче, «по морям, играя, носится…»


4. «Эсмеральда» (Чили/Великобритания, 1884 г.)

«Идеальная боевая машина!» – данное определение адмирала С.О. Макарова дорогого стоит.

Англичане вообще любили проводить эксперименты за чужой счет. Иногда получалось такое, чего и сами не ожидали. «Эсмеральда» тому наглядный пример. Корабль этапный, и даже не потому, что стал родоначальником целого явления под названием «эльсвикский крейсер», а потому, что именно он, наконец, продемонстрировал полный отказ от парусов и дал миру новые принципы корабельной архитектуры, остававшиеся в фаворе несколько следующих десятилетий. И не беда, что идеальной боевой машиной «Эсмеральда» таки не оказалась.


5. Подводная лодка типа XXI (Германия, 1944 г.)

Появившаяся под занавес войны и фактически не успевшая принять в ней участия, подводная лодка XXI серии – знаменитый «электробот» – оказала определяющее влияние на все последующее развитие данного класса боевых кораблей. Что бы там ни твердил очень мною уважаемый историк Клэй Блэйр про ее недостатки! Если все предыдущие субмарины являлись, по сути, «ныряющими» кораблями, то «двадцать первая» стала первым по-настоящему «подводным». С нее повелось – и остается актуальным по сей день.


6. «Наутилус» (США, 1953 г.)

Первая в мире атомная подводная лодка. Она не просто стала «электроботом», у которого дизель-электрическую систему движения заменили атомным реактором с паровой турбиной. И дело даже не в том, что автономность такой подводной лодки стала определяться не запасами топлива, а другими факторами. Главное, что благодаря ей подводные лодки вскоре заняли место носителя стратегического оружия. Не случайно именно с атомных подводных лодок открывается любой, уважающий себя, современный справочник по военно-морским силам.


7. «Хэвок» (Великобритания, 1892 г.)

Кто ж не помнит хрестоматийной фразы, якобы сказанной Альфредом Ярроу Джону Фишеру в бытность последнего Лордом-Контролером Адмиралтейства: «Мы назовем их истребителями, так как их задача – истреблять французские миноносцы»?

Поиск оптимального противоминоносного корабля начался практически одновременно с появлением самих миноносцев. Однако ни британские торпедно-канонерские лодки, ни французские торпедные авизо, ни итальянские торпедные крейсера, ни русские минные крейсера, ни австро-венгерские торпедофарцойги, ни… кто там еще был?… на эту роль в силу разных причин не годились. Ярроу резко (сразу вдвое) увеличил миноносец в размерах и превратил его из торпедного корабля в торпедно-артиллерийский. Решение оказалось простым и изящным, предопределив дальнейшее развитие класса. А вот немцы со своими «миноносцами открытого моря» и, позже, «большими миноносцами» оказались в пролете и были вынуждены наверстывать упущенное в годы войны (благо, миноносцы были достаточно большими, что позволило усилить артиллерийское вооружение, не сокращая торпедного).


8. «Монитор» (США, 1862 г.)

Второй корабль, давший своим именем название целому классу. Сразу возникает вопрос: почему, первый (хронологически же, наоборот, второй) возглавляет список, а этот плетется в хвосте? Ответ очевиден: «Дредноут» стал лицом эпохи, точкой отсчета, тогда как «Монитор» если и не остался незамеченным – нет, последователи у него были, довольно многочисленные, в разных флотах, – то уж законодателем кораблестроительной моды не стал никоим образом. Первую скрипку мониторы играли исключительно в американского флоте времен Гражданской войны, во всех же других заняли подобающее место у параши корабля береговой обороны.

Последующая реинкарнация мониторов в британском флоте в годы Первой мировой вообще была, по сути, случайным экспромтом, а уж в категорию капитальных кораблей – сразу за линкорами и линейными крейсерами – мониторы попали точно по ошибке. Про представителей речного ответвления данного класса и вовсе говорить нечего.

В итоге «Монитор» важен для нашего рейтинга не столько сам по себе, сколько в качестве первого примера, заставившего кораблестроителей на некоторое время поверить, а оружейников испугаться, что броня взяла верх над снарядом, а также – the last but not the least – как первого корабля, имевшего главную артиллерию в башенной установке.


9. Эсминец типа «V» (Великобритания, 1916 г.)

Любимый корабль братки Дашьяна. Проект являлся вершиной непрерывной линии совершенствования британского эсминца, но оказался настолько удачным, что определил облик своего класса на следующие 20 лет. Если до него британский, германский, французский, русский… и т.д. эсминцы были весьма далеки друг от друга, то потом – практически, весь межвоенный период – делались, словно под копирку.


10. Авианосец «Аргус» (Великобритания, 1918 г.)

Выбор десятого корабля оказался для меня наиболее трудным. С одной стороны, совершенно очевидно, что авианосец – то есть корабль, способный запускать и принимать колесные самолеты, – полностью изменил сам характер войны на море (правда, не сразу, а лет через двадцать). Но с другой, выделить один такой корабль не представляется возможным. На роль первого авианосца претендуют и «Арк Ройал» (второй по счету – тот, который будущий «Пегасус»), и «Фьюриес», и «Аргус». В итоге я остановил свой выбор на последнем, ибо он стал первым представителем своего класса, изначально создававшимся со сплошной полетной палубой. Тем не менее, выбор не однозначен – потому и почетное 10-е место.

Tags: война на море
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 54 comments