Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

«Фульмине» – первый итальянский эсминец

Продолжаем вспоминать старые материалы "Морской кампании".
На очереди - первый итальянский эсминец. Прилагаю все, имеющиеся у меня, фотографии по нему.

«Фульмине» («Fulmine» – ит. Молния) стал первым кораблем итальянского флота, официально классифицировавшимся как эскадренный миноносец (Cacciatorpediniere).

Проект разработан генеральным инспектором Корпуса морских инженеров Эрнесто Мартинезом. Заказчик в лице командования флота ставил задачу создания образца для получения опыта постройки и эксплуатации корабля нового в то время класса. Контракт на постройку был передан частной фирме Николо Одеро, она же производила машины и котлы. Закладка состоялась 14 июля 1897 г. на верфи «Одеро» в Сестри-Поненте (пригород Генуи); корабль был спущен на воду 4 декабря 1898 г. и вошел в строй 26 октября 1900 г.


Спуск на воду, 4 декабря 1898 г.

«Фульмине» был типичным эсминцем-истребителем конца XIX – начала ХХ века. Конструкция корпуса и рулевого управления была заимствована у миноносцев германской фирмы «Шихау», имевшихся в составе итальянского флота. В то же время, общая компоновка и состав силовой установки повторяли первые британские эсминцы, а внешне корабль сильно напоминал «27-узловые» истребители, построенные фирмой «Палмерс».

Корпус имел гладкопалубную конструкцию с небольшим карапасом в носовой части и значительной покатостью верхней палубы. У основания носовой рубки имелся узкий возвышенный банкет, служивший основанием для орудий и игравший роль волнореза. Система набора – поперечная, шпация составляла 0,5 м. Водонепроницаемыми переборками корпус делился на десять отсеков: 1-й отсек – таранный; 2-й – цепной ящик; 3-й – матросский кубрик и стеллажи запасных торпед; 4-й – матросский кубрик, камбуз и носовой артиллерийский погреб; 5-й и 6-й – котельные отделения; 7-й – машинное отделение; 8-й – каюты офицеров, кают-компания и кормовой артиллерийский погреб; 9-й – помещения унтер-офицеров; 10-й – шкиперская.




"Фульмине" в первоначальном виде, около 1900 г.

Силовая установка состояла из четырех водотрубных котлов системы «Блекинден» и двух четырехцилиндровых вертикальных паровых машин тройного расширения. В исходном проекте для каждого котла предусматривалась собственная дымовая труба, но в процессе постройки с целью лучшего использования палубного пространства центральные были объединены в одну, ставшую в результате более широкой, чем крайние. Уголь хранился в одной поперечной и восьми бортовых угольных ямах.

В целом силовая установка характеризовалась неудовлетворительно. Проектной мощности 4800 л.с. достичь не удалось, что вкупе с неудачной формой корпуса привело к недобору скорости на целых 3 узла. На трехчасовых испытаниях «Фульмине» показал мощность 4729 и.л.с. и не смог даже превысить отметку 24 уз вместо оговоренных контрактом 26,5 уз. В годы Первой мировой войны корабль не развивал более 20 уз.

На испытаниях же выявилась неудовлетворительная работа системы вентиляции, из-за чего уже на среднем ходу температура в машинном и котельных отделениях превышала все допустимые нормы. Кроме того, слабость машинных фундаментов и плохое качество сборки вызывали сильную вибрацию корпуса. Особенно заметно это проявилось после того, как миноносец коснулся кормой дна при швартовке в порту Генуи, а после столкновения с пароходом «Читта ди Милано» в гавани Специи в августе 1908 г. корабль пришлось ставить на ремонт, в ходе которого путем некоторого перемещения машин внутри отсека на следующие 10 лет службы вибрацию удалось снизить до приемлемого уровня.

Эсминец снабжался полубалансирным рулем с цепным приводом. Рулевых постов было два – в носовой боевой рубке и в кормовой части. Спасательные средства включали 6,7-метровый вельбот и две складных парусиновых шлюпки.



"Фульмине" в Генуе в 1900 г.

Проектное вооружение включало пять 57-мм пушек системы Гочкиса с длиной ствола 43 клб. и три однотрубных поворотных 356-мм торпедных аппарата с двумя запасными торпедами. Слабость артиллерии, в свете общемировых тенденций, была очевидна еще до вступления корабля в строй, однако флотское руководство желало как можно скорее получить опытный эсминец, и приоритет был отдан срокам постройки.

Опыт эксплуатации выявил повышенную валкость корабля, вызванную побортным размещением основной части вооружения, поэтому в конце 1901 г. «Фульмине» был модернизирован. Вместо носовой пары 57-мм пушек установили 76-мм орудия с длиной ствола 40 клб. и расширили носовой мостик, что заметно изменило силуэт. Позже, в 1906 году, бортовые торпедные аппараты были заменены одним, установленным в диаметральной плоскости между первой и второй дымовой трубами. Также смонтировали радиостанцию, для растяжки антенны которой пришлось увеличить высоту мачт.



"Фульмине" в Специи. Дата неизвестна

После вступления в строй, «Фульмине» использовался весьма интенсивно. С лета 1901 г. он активно участвовал во всевозможных испытаниях, учениях и маневрах, обойдя практически все порты Апеннинского полуострова и многочисленных островов, хотя основными пунктами базирования являлись Специя и Генуя. 9 октября 1903 г. король Италии Виктор-Эммануил
III совершил на борту миноносца переход из Марина-ди-Гомбо в Специю, где он должен был посетить военно-морской арсенал и стоявший на рейде русский броненосец «Ослябя».

Невысокие тактико-технические и эксплуатационные характеристики «Фульмине» вызывали частые нарекания моряков. Когда флот пополнился достаточном количеством эскадренных миноносцев немецкого (тип «Лампо») и британского (тип «Нембо») проектов, его поспешили вывести из боевого состава. В 1906 г. он был придан военно-морской академии и в течение следующих пяти лет обеспечивал подготовку будущих офицеров флота; 10 ноября 1911 г. передан Торпедной инспекции и участвовал в итало-турецкой войне, действуя у побережья Триполитании до мая 1912 г., после чего снова поступил в распоряжение военно-морской академии и оставался в таком качестве до момента вступления Италии в войну.

Летом 1915 г., пройдя необходимый ремонт, миноносец был придан командованию военно-морских сил в Маддалене (Сардиния) и до конца Первой мировой войны нес дозорную службу, охранял торговые суда и осуществлял противолодочное патрулирование в Тирренском море. 30 августа 1918 г. при сопровождении очередного конвоя близ Портоферрайо (о. Эльба) «Фульмине» столкнулся с эсминцем «Кораццьере», при этом оба корабля получили серьезные повреждения.





"Фульмине" в годы Первой мировой войны

По окончании войны «Фульмине» был выведен в резерв и разоружен. 15 мая 1921 г. его исключили из состава флота и продали на слом.


Тактико-технические данные:
Водоизмещение: нормальное – 298 т; полное – 342 т
Размерения: длина – 62,17 м; ширина – 6,41 м; осадка – 1,88/2,08 м
Силовая установка: 2 вертикальные паровые машины тройного расширения, 4 водотрубных котла «Blechynden»
Мощность: 4700 л.с.
Скорость: 23 уз
Запас угля: нормальный – 60 т, наибольший – 90 т
Дальность плавания: 1500 (8) или 570 (20) миль
Вооружение: 5 57‑мм/43 пушек, 3 однотрубных 356-мм торпедных аппарата
Экипаж: 3 офицера, 45 матросов

Tags: "Морская кампания", regia marina, итальянские эсминцы
Subscribe

Posts from This Journal “итальянские эсминцы” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments