Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Фамильные черты британских эсминцев на примере ранних "трайблов"

В комментариях к одной из прошлых записей меня просили развить тему “фамильных черт” британских эсминцев. После некоторых размышлений, вспомнилось, что для иллюстрации прекрасно подходят представители первых “трайблов”. Напомню, что это была последняя серия британских эсминцев, полностью строившаяся по чертежам фирм-разработчиков. Все остальные создавались уже на основе Адмиралтейских проектов, хотя зачастую несколько кораблей и строились по частным проектам.

Для начала – несколько слов о типе в целом…


В декабре 1904 г. под эгидой адмирала Фишера, пришедшего на пост Первого лорда Адмиралтейства, была собрана авторитетная комиссия, которая разработала новую кораблестроительную программу, учитывавшую опыт русско-японской войны. Помимо знаменитого “Дредноута”, комиссия выработала основные тактико-технические элементы для трех типов будущих эскадренных миноносцев. Одним из них был “эсминец для открытого моря” (Ocean-going Destroyer) – хорошо вооруженный и мореходный корабль, который должен был иметь водоизмещение 850 т и скорость в полном грузу 33 узла, причем требовалось обеспечить ее поддержание в течение 8 часов. К тому времени это казалось фантастикой!

Заказ на первые пять единиц был включен в программу 1905/06 г. Корабли получили названия в честь представителей “диких народностей”, поэтому известны как тип “Трайбл” (Племя). Согласно сложившейся практике, предприятиям-строителям была предоставлена большая свобода в отношении проектов, вследствие чего эсминцы отличались друг от друга как силуэтами, так и отдельными тактико-техническими элементами.

Корабли первой серии, строившиеся по программе 1905/06 г., имели водоизмещение в пределах 850-882 т (полное – около 1000 т). Основным их недостатком было слабое вооружение, состоявшее всего из трех 76‑мм орудий и двух 450‑мм торпедных аппаратов. В 1909 г. эсминцы дополнительно получили по два таких же орудия. Эсминцы второй серии (программы 1906/07 и 1907/08 гг.) отличались от предшественников увеличенным до 970-1090 т (полное – до 1200 т) водоизмещением и размерами, а также усиленным артиллерийским вооружением –  на них устанавливалось по два 102‑мм орудия Mk.VIII.
Экипаж состоял из 67-72 человек.

“Трайблы” имели трехвальные паротурбинные силовые установки системы Парсонса мощностью 14‑15,5 тыс. л.с. На испытаниях как правило превышали контрактную скорость. Самым быстрым оказался торникрофтовский “Тартар”, который во время шестичасовых испытаний поддерживал ход 35,36 уз при мощности турбин 15 000 л.с., а на мерной миле показал 37,4 уз, причем временами его скорость достигала 40,2 уз. Во время войны “трайблы” без труда поддерживали ход в 30-31 уз и зарекомендовали себя весьма мореходными, сохраняя скорость в свежую погоду. Однако серьезным недостатком эсминцев стал большой расход топлива. Некоторые корабли расходовали до 10 тонн нефти, только для того, чтобы развить полный ход и пройти при этом около 6 миль! При общем запасе топлива 185-216 т, дальность плавания  экономическим ходом составляла всего около 1500 миль. В результате “эсминцы для открытого моря” оказались пригодными только для действий вблизи побережья. Последнее было расплатой за опередившее свое время решение о переходе на жидкое топливо несмотря на отсутствие опытных данных.

Корабли 1-й серии строились различными фирмами по единому техническому заданию и, тем не менее, отличались друг от друга в той или иной степени. Общими внешними признаками кораблей были: высокий, но довольно короткий полубак; установленный на небольшой штурманской рубке характерный мостик, с широкими крыльями и прожекторной площадкой; форштевень с едва заметным наклоном; корма округлая, с небольшим подзором и полубалансирным рулем; высокая грот-мачта и короткая мачта-флагшток в корме.

Корабли 2-й серии по силуэту незначительно отличались от предшественников. За исключением “Викинга”, имели по четыре невысоких дымовых трубы, установленных с небольшим наклоном к корме на равном расстоянии между друг другом, причем носовая и кормовая трубы были существенно уже средних. Торпедные аппараты располагались позади первой трубы и на юте.

Всего было построено 12 эскадренных миноносцев типа “Трайбл”:
5 единиц первой серии: программа 1905/06 г. – “Afridi”, “Cossack”, “Gurkha”, “Mohawk”, “Tartar”;
7 единиц второй серии:
2 ед. программы 1906/07 г. – “Amazon”, “Saracen”;
5 ед. программы 1907/08 г. – “Crusader”, “Maory”, “Nubian”, “Viking”, “Zulu”.


Теперь перейдем к, собственно, “фамильным чертам”, свойственным продукции разных фирм. Благо, среди строителей “трайблов” были две фирмы, построившие по одному кораблю каждой из трех программ. Это “Торникрофт” и “С. Уайт”.


Итак, эсминцы Торникрофта:

Thornycroft-1 Tartar
Tartar(программа 1905/06 г.; спущен 25.6.1907)
Водоизмещение 850 т; длина 82,3 м, ширина 7,9 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Торникрофта, 4 трубы; мощность 14 500 л.с.; скорость на испытаниях 35,4 уз.
Эсминец отличался характерной формой полубака – карапас, с плавным понижением борта от форштевня к верхней палубе, живо напоминающий о многочисленных истребителях 27- и 30-узловых типов. Один торпедный аппарат располагался между второй и третьей трубами, второй – в корме. Хорошо видна пара 76-мм пушек, установленная побортно на полубаке. Все трубы короткие (высота носовой будет увеличена в 1911 г.), грот-мачта фактически отсутствует.

Thornycroft-2 Amazon
Amazon(программа 1906/07 г.; спущен 29.7.1908)
Водоизмещение 970 т; длина 85,4 м, ширина 8,1 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Торникрофта, 4 трубы; мощность 15 500 л.с.; скорость на испытаниях 33,2 уз.
Тут мы уже видим полноценный полубак, носовое 102-мм орудие установлено на банкете, но все трубы по-прежнему низкие.

Thornycroft-3 Nubian
Nubian(программа 1907/08 г.; спущен 20.4.1909)
Водоизмещение 998 т; длина 85,4 м, ширина 8,1 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Торникрофта, 4 трубы; мощность 15 500 л.с.; скорость на испытаниях 34,9 уз.
Полубак почти такой же, как на предшественнике, но банкет носового орудия стал чуть выше и шире. Носовая труба изначально более высокая. Увеличена высота грот-мачты.

Если сравнить все три корабля, то видны ”фирменные” черты: одинаковые трубы, форма и расположение котельных вентиляторов, расположение шлюпок. У “Амазона” и “Нубиена” – форма среза полубака.



Переходим к эсминцам Сэма Уайта.

White-1 Mohawk
Mohawk(программа 1905/06 г.; спущен 15.3.1907)
Водоизмещение 864 т; длина 82,3 м, ширина 7,8 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Уайт-Форстера, 4 трубы; мощность 14 500 л.с.; скорость - до 37 уз. Один торпедный аппарат между первой и второй трубами, второй – в корме.
Полубак вроде и есть, но форма скругления на переходе от борта к палубе …мягко говоря, странная. Мне она почему-то всегда напоминает французский ММ “Курьер”, построенный, между прочим, Торникрофтом. В общем, из-за этой формы “Мохок” оказался самым неудачным кораблем серии в отношении мореходности, поэтому в 1910-1911 гг. прошел обширную модернизацию, в ходе которой был переделан полубак и увеличена высота носовой трубы.
White-1a Mohawk

White-2 Saracen
Saracen(программа 1906/07 г.; спущен 20.3.1908)
Водоизмещение 980 т; длина 83,0 м, ширина 8,0 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Уайт-Форстера, 4 трубы; мощность 15 500 л.с.; скорость на испытаниях 33,2 уз.
Как и в случае с торникрофтовскими кораблями, мы видим полноценный полубак и носовое орудие на банкете. Насчет носовой трубы не обольщайтесь – по всей видимости, фото сделано после наращивания высоты (как и грот-мачты). Кстати, фотографий этого корабля вообще мало.

White-3 Crusader
Crusader(программа 1907/08 г.; спущен 20.3.1909)
Водоизмещение 1045 т; длина 86,9 м, ширина 7,9 м, осадка 3,0 м; 6 котлов Уайт-Форстера, 4 трубы; мощность 15 500 л.с.; скорость на испытаниях 34,8 уз.
Здесь разница между эсминцами программ 1906/07 и 1907/08 гг., на мой взгляд, менее существенная, чем у Торникрофта. Носовая труба по-прежнему низкая.

“Фирменные” черты у трех кораблей также в наличии: число и форма труб (крайние узкие, средние – плоские и широкие; характерные уширения на верхушках); котельные вентиляторы. Шлюпки у “Мохока” и “Сарацина” располагаются одинаково, но у “Красейдера” почему-то отличаются.

 
Tags: royal navy, британские эсминцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments