Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Страсти по "Жанне"

Уважаемый Владимир Кофман оставил отзыв о выпуске "Морской кампании", посвященном броненосному крейсеру "Жана д'Арк".
----------------
Прочитал выпуск про "Жанну" с удовольствием.

Весьма качественная работа.
Действительно, чертежи взяты из известного места. Но оно и не всем доступно, да и качество печати вполне приличное, можно пользоваться и МорКамп.
Что до текста. Он информативен, хорошо скомпонован и хорошо написан. Вызывает искреннее уважение список литературы (на фр.). О существовании некоторых источников и не подозревал.
По отдельным  разделам. Конструкция - там все, что можно потребоваться, даже параметры уголков "по Алексу" :-)
Отличное описание артиллерии: его нет в основной "исходной" статье. Рекомендую тем, кто оной интересуется: многое можно понять для французов вообще.
Механизмы: тоже все на месте. Можно было бы добавить мат-ла по испытаниям (они составляли главную суть первых лет службы ЖдА) - мучений много, а скорость так выжать и не удалось. Но это optional.
Самую малость не дождался от описания бронирования в отношении вертикальной брони пояса(ов). Оно у фр. БрКр очень сложное, было бы очень интересно узнать, как именно оно располагалось по плитам/толщинам по длине. В выпуске и на схеме и в тексте указано только "брутто-уменьшение" до 100 мм к оконечностям. Да и по высоте плиты должны быть весьма любопытными. Достаточно посмотреть на сечения с верхн.поясом, чтобы отчасти понять, куда бухнули немалые денюшки.
Но это все тоже сильно optional, причем, возможно, нужно лишь для совсем немногих.
История создания, история службы: здесь все понятно и очень подробно. Службу можно использовать хоть в качестве справочника.
Оценка проекта: она лапидарна и собственно проекта корабля (в сравнении) практически не касается, поскольку акцент здесь тот же, что и в "проектировании" - военно-политический. Это выбор автора, он вполне имеет право подать именно так.
В общем, ИМХО работа выдающаяся, учитывая объект и "чужой" флот. Дмитрию в очередной раз - спасибо. Он растет дальше - даже на своем и без того высоком уровне.

Об издании в целом: качество макета и печати, как уже сложилось, вполне на уровне. Много фото, есть мало известные или неизв; про чертежи уже говорилось. В моем экз., правда, фото не везде достойного качества. Но крупные - в любом случае.

(В сторону: по самому формату издания. Создается впечатление, что материала собственно по кораблю в 64-стр выпуске МорКамп не сильно больше, чем в 32-стр бывшей МорКолл. Тут и с чертежами просторнее, да и в тексте много вставок с биографиями командиров и довольно иллюстраций
не совсем по теме, например, могилы невинно убиенного в Сев.Африке француза. Это все и подано неплохо, и познавательно, но не особо обязательно. "Поджав" такой материал и поработав с шрифтами, можно было бы уложиться в заметно меньший объем. Но это, в конце концов, дело издателей: цена МорКамп, насколько знаю, примерно та же, что и МорКолл при формально вдвое большем объеме.)

Одним словом, этот выпуск можно смело рекомендовать всем, кто интересуется фр.флотом, кр-рами вообще, началом ХХ века в ВМИ. На любом уровне, включая сильно продвинутый.
Прочитаю Аретьюзу и Лиссу, могу тоже высказаться, если кому интересно. На первый взгляд, последние (доступные мне) выпуски именно так и располагаются (по нисходящей): Жанна, Аретьюза, Лисса. Но все вполне заслуживают приобретения пресловутым "средним читателем".

----------------

В ходе обсуждения был затронут также номер по "Сесиллю" - в частности, нас упрекнули в чрезмерном количестве чертежей "из всем известного архива" в ущерб тексту.
Несколько слов в ответ.

Объем в "Жанне" если и "нагонялся", то совсем немного. Текста там, если кто хочет знать точно, порядка 180 тысяч знаков - это при том, что в среднем монография у нас занимает 200-220 тысяч. Размер шрифта не увеличивался, просто не ужимались большие фотографии, чтобы на них можно было хоть что-то рассмотреть (к своему сожалению, качество работы типографии я не могу назвать идеальным), а вот некоторые чертежи, как оказалось, стоило бы даже увеличить. Что же касается иллюстраций "не совсем по теме", то а) их не так много, б) они вносят некий "оживляж" - не только же одно голое железо давать.

Кстати, насчет чертежей. Хорошо знакомые с т.н. "Французским архивом" знают, что качество чертежей там может сильно варьироваться от корабля к кораблю. Причем как по части информативности, так и по качеству "картинки". В номерах по "Жанне" и "Сесиллю" это очень хорошо прослеживается. В последнем чертежи были на загляденье - и четкие (не считая замятого кусочка на одном из видов), и информативные, потому мы их так щедро и навставляли. А вот "Жанне" не повезло. Многие чертежи (например, расположения броневых плит) в оригинале и информации несут не весть сколько, и выполнены плохонько, и не особо полезны при уменьшении до журнального формата. Поэтому пришлось использовать наиболее, на наш взгляд, качественные и полезные. Конечно, можно, подобно "Миделю", и чертеж шлюпбалки на разворот дать - а чё, большая! - только многим ли читателям оно надо?!

Вообще, чем длиннее корабль - тем хуже публиковать чертежи на него.

P.S. А с отзывом на "Аретьюзы" мне, как автору, было бы крайне любопытно ознакомиться.
Tags: "Морская кампания", marine national, крейсера
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 11 comments