Первый случай. По спецификации 6/22 (напомню, что цифра в знаменателе обозначает год выдачи техзадания) на разработку одноместного палубного истребителя на замену неудачного Ньюпор «Найджар» в 1923 году были созданы Парнолл «Пловер» и Фэйри «Флайкэтчер». Какое-то время все три самолета одновременно состояли на вооружении авианосных звеньев: 401-е летало на «Найтджарах», 402‑е – на «Флайкэтчерах», 403-е и 404-е – на «Пловерах» (он просто поступил на вооружение чуть раньше «Флайкэтчера»). Однако «Пловер» имел слишком слабую конструкцию – один истребитель просто развалился при демонстрации фигур высшего пилотажа, поэтому всего через год был снят с вооружения, а «Флайкэтчер» выпускался до 1930 года, а с палуб авианосцев летал аж до 1934-го.


Третий пример (о втором – ниже) относится к первой попытке создать универсальный палубный самолет, сочетавший в себе функции торпедоносца, бомбардировщика, разведчика и корректировщика. Спецификация S.15/33 опять привела к созданию двух машин – Блэкбёрн «Шарк» и Фэйри «Суордфиш». Первый поступил на вооружение в декабре 1934 г., второй – в феврале 1936 г. Надо заметить, что «Шарк» даже несколько превосходил конкурента по летным характеристикам, однако оснащался крайне капризным и ненадежным мотором Армстронг-Сидли «Тайгер», что в конечном итоге его и сгубило – уже в сентябре 1937 г. самолет сняли с вооружения палубных эскадрилий. Ну, а «Суордфиш» в особом представлении не нуждается: производился с 1936 по 1944 год, кстати, пережив своего прямого наследника, прошел на палубах авианосцев всю Вторую мировую войну, добившись просто потрясающих результатов, и снискал заслуженную славу самого знаменитого британского палубного самолета!


Как видно, и в том, и в другом случае карьера одного из двух самолетов оказывалась очень короткой, а другой, наоборот, служил долго и приобретал легендарный статус.
Тем любопытнее пропущенный нами второй пример.
Начнем издалека. Поначалу в этой роли пытались использовать стандартные разведчики (Сопвич «Полуторастоечный», затем Парнолл «Пантер»), но оказалось, что двухместные самолеты не справляются со своей ролью, поскольку один наблюдатель не мог одновременно следить за падениями снарядов, шифровать и передавать сообщения и получать ответы на них. Требовалось ввести в состав экипажа третьего члена – радиста. В этом качестве пробовался Уэстленд «Уолрус», о котором я уже рассказывал, но он не удовлетворил заказчика. В общем, не успели конструкторы создать приемлемого трехместного корректировщика, как Министерство авиации потребовало введения на корректировщиках четвертого члена экипажа – воздушного стрелка. Так появилась спецификация 3/21.
Результатом ее воплощения стали сразу два образца, охарактеризованные современниками как «самые уродливые аппараты из когда-либо поднимавшихся в небо». Как вы могли догадаться, это были Блэкбёрн «Блэкбёрн» и Авро «Бизон». Замечу, что если фирма «Блэкбёрн» специализировалась на выпуске палубных самолетов, то для «Авро» это стало первым и последним опытом в данной области. «Блэкбёрн» поступил на вооружение палубных звеньев в июне 1923 г., «Бизон» – в декабре ого же года. Каждым самолетом было укомплектовано по два звена. Сняты с вооружения машины были тоже с небольшой разницей: «Бизон» – в марте 1929 г., «Блэкбёрн» – в июне 1931 г.

