Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Category:

Слово о "риверах", или К вопросу о мореходности

Появление эсминцев типа «Ривер» поначалу вызвало недоумение – ведь по проекту они развивали всего 25 узлов, «на бумаге» заметно уступая стандартным на тот момент 30-узловым истребителям. Однако при ухудшении погоды всё быстро менялось, что и показали летние маневры Флота метрополии 1904 года. В них, наряду с флотилией 30-узловых эсминцев, участвовало несколько «риверов». И сравнение поведения кораблей разных поколений в реальных условиях оказалось далеко не в пользу формально быстроходных истребителей.

Командир «Дервента» докладывал:
«…в 6 часов «Араб» и «Флирт» находились рядом, принимая воду на платформы 12-фнт пушек. На наш корабль залетали только брызги. В 7 часов все эсминцы, кроме крупного «Ривера», повернули назад. Мы продолжали идти 15-узловым ходом против волны до половины десятого».

В том же духе звучали отзывы с противоположной стороны. Командир 30-узлового «Фалкона» докладывал:
«…на скорости 7 узлов против сильной волны… только брызги залетали на полубак «Блэкуотера» [тип «Ривер»], тогда как полубак и мостик «Фалкона» постоянно заливались водой… Я обнаружил, что невозможно поддерживать выше 7 узлов без риска получить повреждения, в то время как «Блэкуотер»… увеличил скорость с 12 до 15 узлов без видимых затруднений».

При этом он же оценивал свой 30-узловой эсминец как сильно превосходящий меньшие по размеру 27-узловые:
«Когда 12-фнт и обе носовые 6-фнт пушки 27-узлового эсминца совершенно залиты водой, перехлестывающейся через мостик, те же пушки на «Фалконе» остаются сухими, и только брызги перелетают через них».

Banshee at Sea State 5-6 on Mediterranean c.1900-02
27-узловой эсминец-истребитель "Бэнши" (фирмы "Laird") при волнении силой 5-6 баллов на Средиземном море в 1900-1902 гг.

Наконец, даже в мелочах «Риверы» оказывались существенно лучше предшественников. Особенно нравилась их командирам находящаяся под мостиком закрытая штурманская рубка, куда можно было спуститься и отдохнуть. Командиры 30-узловых истребителей были лишены такой возможности – им приходилось подолгу оставаться на заливаемом и продуваемом мостике, поскольку командирская каюта находилась слишком далеко от него. Командир 30-узлового «Сайрена» отмечал, что
«имеющийся прокладочный столик практически бесполезен в свежую погоду или при сильном дожде».

В общем, не зря англичане считают именно «Риверы» прародителями по-настоящему мореходных эсминцев.
Tags: royal navy, британские эсминцы, военно-морская техника
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 18 comments