Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

"Гибель 31-го отдела"

Выбирая очередную книгу для будничного чтения, остановился на романе Пера Валё "Гибель 31-го отдела". Во-первых, на волне впечатлений от цикла романов про Мартина Бека, во-вторых, под отрывочными детскими воспоминаниями от одноименного фильма. Прочитал, почти не отрывась, за день. А потом и фильм пересмотрел.


По своему обыкновению, поскольку писать грамотные рецензии на художественные произведения, будь то книги или фильмы, не умею, дам несколько ссылок на отзывы других. Например, читатели оценивают роман здесь, а зрители фильм - тут. Признаться, меня удивило, что книга получила в целом негативные отзывы, а фильм - очень даже позитивный. Попытаюсь пояснить.

Книга оставила очень мощное впечатление. Даже удивительно, насколько точно скончавшийся в 1975 году автор описывает положение дел в прессе нашего времени. К счастью, ошибся он только в одном: независимая пресса таки сохранилась. Да и состоянию общества довольно далеко еще скатываться до "всеобщего благоденствия", описываемого Валё. Впрочем, вектор и тут угадан довольно точно.
Фильм на этом фоне показался куда менее удачным. Обнажение социальных язв западного общества в нем еще более акцентировано (а что еще можно ожидать от эстонского кинематографа начала 80-х), а ряд ключевых моментов сильно отходит от книги, приводя к нелогичностям. Например, в книге объяснен механизм чисто экономического закабаления сотрудников отдела, а в фильме какая-то нелепая отмазка.
Еще один мощный недостаток. Книга совершенно не привязана ко времени, поэтому у нас ее и давали, как фантастику. В фильме же эстетика 70-х видна сразу. Да и с точки зрения кинематографа он явно не шедевр. Кстати, любопытно, что автор отзыва о фильме книги, похоже, не читал.



В заключение приведу один текст, который постоянно всплывал в голове при чтении романа. Утянут он был с ВИФа, еще в те далекие времена, когда я тат активно подвисал (где-то 2003-2005), автора, к сожалению, не помню.
Поясню на примере печатной прессы (т.к. знаком на личном опыте). После того как журналист напишет статью, он ее пишет в соответствии с редакционной политикой - ее читает редактор, если редактору что-то не нравится журналист будет статью переделывать, если не хочет переделывать или нет времени - вместо этой статьи что-то другое напечатают. Работу редактора контролирует главный редактор. Работу главного редактора – директор медиагруппы, его работу - владелец медиагруппы. Владельцев медиагрупп сравнительно немного. По ключевым позициям у них схожая политика (как правило). Какими именно путями достигается консенсус в истеблишменте я точно не знаю, т.к. не вхож, но его наличие – факт медицинский.
Каждый в этой цепочке, кто рискнет пойти против мнения вышестоящего - потеряет работу (и не факт что сможет найти равноценную, нелояльность хозяину - плохая рекомендация для нового хозяина, а среда тесная, все о всех все знают).
Платят журналистам и тем более главным редакторам неплохо по сравнению с большинством других категорий трудящихся, поэтому за работу они держатся крепко.
Вниз по цепочке редко передаются прямые указания о чем как писать. Вместо этого в подчиненных развивают способности правильно угадывать волю вышестоящих. Кто не может угадывать отсеивается. Впрочем на самом деле это не так уж и сложно. И при правильно угаданной "линии партии" дальнейшее - дело техники. Этой технике журналистов учат. В частности, типичное упражнение в журналистских учебных заведениях - это получив "нейтральную" исходную информацию, написать хвалебную и ругательную статьи (например передовицу и фельетон).
Линия партии обычно носит характер не одного мнения, но некоторой "разрешенной" части полного спектра мнений. Все что в эту часть не входит считается "маргинальным" и "неприличным" или "неполиткорректным". В крупных и респектабельных средствах массовой информации "маргинальные" мнения отражены не будут.
"Внесистемные издания" имеются, но их совокупные тиражи ничтожны по сравнению с мейнстримом (равно как и зарплаты их сотрудников). Неконтролируемые или недостаточно догадливые сотрудники нейтрализуются следующими способами (в которые открытое наказание за убеждения не входит само собой):
- отстранение от острых тем (всегда можно поручить человеку спортивные новости или уголовную хронику освещать). Кстати сказать редактор всегда может добиться освещения темы под нужным ему углом выбрав для написания статьи журналиста с наиболее подходящими взглядами.
- увольнение за тот или иной служебный проступок, причем HR менеджеры и службы безопасности начинают превентивно собирать "компромат" на каждого сотрудника еще в момент приема человека на работу. В нужный момент "компромат" будет пущен в дело. Как правило человека принуждают увольняться по собственному желанию угрожая "увольнением по статье" и/или скандалом (в качестве компромата может быть использовано что угодно - прогулы, посещение порносайтов на рабочем месте, разного рода нарушения "журналисткой этики", да мало что еще).
- непродление контракта, увольнение в связи с сокращением персонала, изменением тематики издания и т.п.
- создание неприемлемой рабочей атмосферы самыми разными путями от "службы по уставу" до поручения работы по несоответствующей специализации и навыкам тематике, с целью побудить человека к "добровольному" увольнению.
Таким образом прежде чем попасть в печать статья проходит следующие стадии цензуры:
- предварительная самоцензура журналиста,
- предварительная цензура со стороны редактора, иногда затем и главного редактора.
- карательная цензура главного редактора, руководства медиагруппы, владельца
Таким образом отдельный аппарат цензуры (государственный) отсутствует, цензура просто встроена в основной процесс (и это кстати намного эффективней).


P.S. На позапрошлой неделе, будучи в столице, спорили мы с браткой Дашьяном насчет т.н. "клипового мышления" и его вреда для военно-исторической и шиплаверской литературы. Так вот, истоки этого явления тоже описаны в романе. А вспомнил я об этом, увидев в мордакниге характерный образчик про историю Второй мировой, уместившейся между двумя линкорами.
Tags: кино, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments