Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

О миноносных школах кораблестроения

Считается общепризнанным, что только три страны сумели сформировать собственные кораблестроительные школы в отношении строительства миноносцев: Великобритания, Франция и Германия. Причем в первых двух этим занимались разные фирмы, что обусловило некоторые, порой - весьма заметные, флуктуации в архитектуре и "начинке" кораблей, а в Германии поначалу все строительство миноносцев монополизировал Ф.Шихау. Правда, тут надо оговориться: для своего флота, т.к. на экспорт мионносцы строили и на "Вулкане", хотя внешне они очень мало отличались от "шихауских".

Мало что изменилось с переходом от "чистых" миноносцев к эсминцам-"истребителям". Опять те же три школы. Хотя вариантов стало больше. Если все французские эсминцы 300- и 350-тонных типов строились как под копирку, то в Британии продукция, например, "Лэйрда" и "Торникрофта" при схожих ТТХ могла заметно отличаться внешне. Имелись определенные различи и между немецкими "большими миноносцами" разных фирм, впрочем, не выходящие за рамки общей школы.
Главное: ни одной другой стране в это время своей школы создать не удалось. Да, американцы начали постройку эсминцев с довольно интересной серии, но в целом она вполне укладывалась в рамки британской кораблестроительной школы. Еще с определенной натяжной можно отметить, что итальянцы начали строить вплне самобытные крупные миноносцы (в т.ч. и на экспорт - в Турцию), но не эсминцы - т.е. все равно отставали на один шаг. Остальные же если и начали строительство эсминцев на собственных верфях, то исключительно копируя англичан, немцев или французов.

Такое положение вещей сохранялось практически 30 лет: от появления миноносцев как класса в начале 1880-х годов до начала 1910-х. И лишь с переходом на строительство турбинных эсминцев - бац! - самостоятельные школы миноносного кораблестроения появляются почти во всех ведущих морских державах. Британия, Франция, Германия, Россия, США, Италия, Австро-Венгрия, Япония - отныне эсминцы каждой из этих стран имеют характерные, легко узнаваемые "национальные" черты. Причем с этого времени определенные "национальные" черты появляются и у миноносцев, если они продолжали строиться в этих странах - например, итальянские номерные 120/130-тонники, австрийские 250-тонники, советские "ураганы" (а это в чистом виде миноносец).

Обратите внимание, насколько одновременно и одномоментно случился этот переход. Навскидку не могу припомнить другого такого аналога в истории мирового кораблестроения.
Tags: военно-морская техника, эсминцы и миноносцы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments