Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

«Итальянская морская политика с 1861 по 1900» - попытка рецензии

Намедни, в процессе работы, довелось прочесть книгу Паоло Сандалли «Итальянская морская политика с 1861 по 1900», вышедшую в 1997 году в качестве приложения к журналу «Rivista Marittima».


Увы, работа синьора Сандалли оказалась не просто слабой, а удручающе слабой. При общем объеме порядка 100 тысяч знаков (включая вставки и приложения), по уровню текста я бы сравнил это с курсовой работой хорошего студента третьего-четвертого курса. Даже наши университетские дипломы порой отличаются большей глубиной и проработанностью. Нет, замах у автора вполне себе “на рубль”, вот только весь пар выходит в свисток. Какие-то общие фразы, даже сравнения итальянской морской политики конца XIX с концом ХХ века регулярно проскакивают, вот только фактами это практически не подкрепляется. Даже похвальные отзывы в адрес морских министров Сен-Бона и Брина повисают в воздухе, ибо не понятно, за что их хвалят. Повторяется избитая фраза, что к 1890 году итальянский флот вышел на третье место в мире, а спустя 10 лет скатился на седьмое, однако механизм этой печальной трансформации не разобран.

В общем, какой-то особенно полезной информации я для себя в работе Сандалли не нашел – так, жалкие крохи. Даже цитат из нее не больно-то надергаешь. Как ни парадоксально, гораздо лучше итальянская морская политика изложена в работе Т. Роппа по французскому флоту.

Тем не менее, один момент в рассуждениях автора мне показался любопытным. Перечисляя факторы, определявшие итальянскую морскую политику конца XIX века, Сандалли говорит о субъективном характере итальянского народа, который “в критические моменты истории (особенно во время войны) склонен к преувеличению собственных поражений и минимизации успехов“.

Далее постараюсь процитировать. Заранее прошу прощения за свой корявый и слегка урезанный перевод – кто заинтересуется, могу дать оригинал:

Эта тенденция проявляется в полной мере уже в первые годы нашей истории в эпизодах с Лиссой, Кустоцей и Догали. Эти поражения, на самом деле, были значительными неудачами, но не определяющими, в которых в дополнение к определенной дозе невезения, несомненно, сыграла роль неопытность и отсутствие единства как командования, так и личного состава. В конечном счете это поражения не сорвали ход боевых действий, ведущихся ради политики расширения, чьи цели, так или иначе, в конечном счете были достигнуты… Франция при Седане, Австрия при Садовой и Британия при Хартуме в то же время понесли, безусловно, более серьезные поражения, однако их эффект не породил ничего, даже отдаленно сравнимого с тем пораженчеством и нападкам на вооруженные силы, которые имели место в Италии после наших далеко не блестящих кампаний. Как отмечает Кроче: «Седан и Хартум заставили Францию и Англию объединиться и сплотиться вокруг своих вооруженных сил, Лисса и Догали разделили и погубили Италию»… Во Франции поражение 1870 года шокировало общество до такой степени, что привело к изменению режима – падению империи и переходу к республике, – но не затронуло престижа вооруженных сил. Общество сплотилось вокруг военных в желании вернуть Эльзас-Лотарингию и отомстить за унижение национального достоинства Франции.

Согласитесь, зерно истины в этом есть. Достаточно сравнить с Россией: у нас к возрождению флота приступили сразу после Цусимы, итальянцы после Лиссы (совершенно не сравнимой по уровню разгрома, на мой взгляд) более десяти лет пребывали в полнейшей стагнации.
Tags: regia marina, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments