?

Log in

No account? Create an account

Previous Entry | Next Entry

Решил поделиться интересными выдержками из книги Д. Дивайна "Девять дней Дюнкерка", касающимися участия французских миноносных сил в рассматриваемых событиях.

Одно из печальных последствий операции "Динамо": разрушенный остов французского эсминца "Л'Адруа" на пляже Мало-ле-Бэн


Синим цветом даны мои комментарии к обстоятельствам гибели кораблей. Все снимки в той или иной степени кликабельны

20 мая
20 мая адмирал Абриаль решил вывести из порта Дюнкерка все крупные французские суда. Первая группа судов вышла из порта беспрепятственно. Со следующим приливом намечалось вывести 20-тысячетонный танкер “Салом”, танкер “Нижер”, грузовое судно “Павон” и ряд других судов. Суда начали двигаться в полночь и почти сразу же подверглись мощному удару с воздуха. Попытку отбуксировать “Салом” пришлось оставить. “Нижер” был атакован, когда отходил от пирса, но при следующем налете на нем возник пожар. В конце концов он затонул около Гравлина. “Павон”, сильно поврежденный, выбросился на берег между Павоном и Кале. Эсминец “Л’Адруа”, имевший задачу прикрывать суда, получил прямое попадание и в безнадежном состоянии выбросился на мель около Мало-ле-Бена
[
20 мая 1940 г. около 23 часов в районе Дюнкерка атакован немецкими бомбардировщиками Не﷓111 из состава KG 55, тяжело поврежден бомбой, разорвавшейся на дне. От полученных повреждений выбросился на берег у пляжа Мало-ле-Бэн. Потери 27 человек].


Фотографии остова эсминца "Л'Адруа"

Через два дня лидер “Ягуар”, приближаясь к Дюнкеркскому рейду, был торпедирован, по-видимому, подводной лодкой и затонул недалеко от порта
[
23 мая 1940 г. около 0:30 получил попадание двух торпед, выпущенных германскими торпедными катерами S-21 и S-23. Погиб 1 офицер и 20 матросов. От полученных повреждений лидер выбросился на мель, оставлен экипажем, окончательно разрушен немецкой авиацией. Координаты гибели корабля 51°03’ с.ш./02°05’ в.д.].
Затем немцы установили батареи легкие, а потом и тяжелые, у Кале, что ознаменовало появление нового фактора, которому суждено было оказать серьезное влияние на перевозки в целом….
Попадание торпеды в лидер "Ягуар"
Jaguar wreck c.1941.jpg
Германский раумбот проходит мимо разрушенного остова "Ягуара"

23 мая
Адмирал Абриаль сосредоточил невдалеке от порта [Булонь] 2 тяжелых и 8 легких французских эсминцев под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порзампарка, находившегося на “Циклоне”. Корабли вели огонь по вызову с укрепленной позиции Тур д’Одр, пока перед вечером она не была взята противником.
Около 18 часов мощному удару с воздуха подверглись корабли, вышедшие из порта. Особенно пострадали французы. “Ораж” был охвачен пламенем и затонул, уцелевшие люди были подобраны. Второй эсминец, “Фрондер”, был сильно поврежден. Налет кончился так же внезапно, как и начался.
В течение всего следующего дня французы пытались оказывать сопротивление в отдаленных от порта районах, и поддерживавшие их огнем французские эсминцы опять серьезно пострадали. “Фуже” получил тяжелое повреждение. “Шакал” получил прямое попадание и стоял с остановившимися машинами под огнем немецких батарей, пока экипаж спускался на воду. Часть спасшихся людей под командованием капитан-лейтенанта Дюкруана достигла берега в районе мыса Гри-Не и принимала участие в обороне небольшой укрепленной позиции.
Под влиянием этих потерь адмирал Абриаль отозвал оставшиеся эсминцы…

30 мая
В течение всего дня интенсивно действовали и французские эсминцы. На рассвете в бухту Дюнкерка вошли пять катеров, побывавших в Англии в течение предыдущей ночи. Буквально вслед за ними из Англии отправились миноносцы “Буклие” и “Бранлеба”, а в 9.30 к ним присоединился эсминец “Бурраск”. В 14.30 “Бурраск” бросил якорь у набережной Феликса Фора, а час спустя, приняв на борт 700-800 человек, отправился к берегам Англии по маршруту “Y”. В 16.30, находясь недалеко от Ньивпорта, эсминец увеличил ход до 28 узлов, чтобы быстрее преодолеть полосу артиллерийского обстрела. Однако неожиданная неисправность в машине вынудила корабль резко уменьшить ход. Немецкая артиллерия, воспользовавшись этим, подвергла эсминец ожесточенному обстрелу. Экипажу эсминца удалось быстро устранить неисправность в машине, и корабль снова увеличил скорость хода до 25 узлов. Однако еще раньше, чтобы быстрее выйти из зоны артиллерийского огня, командир эсминца отважился покинуть протраленный фарватер. В результате эсминец попал на минное заграждение, и в 16.45 корабль, подорвавшись на мине, начал тонуть. Все попытки экипажа удержать корабль на плаву оказались тщетными, и в 17.00 эсминец затонул.
[30 мая 1940 г. во время перестрелки с германскими береговыми батареями в 5 милях севернее Ньивпорта (район Остенде) подорвался на немецкой авиационной мине и затонул с 56 членами экипажа и большим числом эвакуируемых солдат]
С миноносца “Бранлеба”, который следовал на небольшом удалении от “Бурраска”, были спущены на воду три шлюпки, с помощью которых удалось подобрать около 100 человек. Две самоходных баржи, высланные из Дувра, подобрали еще несколько десятков человек, но многие из находившихся на борту “Бурраска” погибли. Спустя два часа все было кончено.
Миноносец “Буклие”, получивший повреждение во время погрузки у плацдарма, отправился к берегам Англии несколько позже, чем “Бранлеба”, и едва добрался до Дувра…

Эскадренный миноносец "Бурраск" после подрыва на мине

Шлюпка со спасшимися с "Бурраска"

31 мая
День начался с катастрофы. Французский эсминец “Сироко” вышел из Дувра в 15.00 в четверг [30 мая] по маршруту “Y”. В Дюнкерке эсминец принял на борт 750 человек из состава 92‑го полка и в полночь отправился к берегам Англии. В районе Квинтского буя эсминец был атакован самолетами, сбросившими торпеды. Сначала эсминцу удалось избежать торпедирования, но затем торпеда попала в корму эсминца, и вскоре бомба угодила в склад боеприпасов на палубе эсминца, а две другие – в мостик. Корабль перевернулся вверх килем и затонул.
[31 мая в 01.15 торпедирован германскими торпедными катерами S-23 и S-26 в районе Дюнкерка и тяжело поврежден; на рассвете потоплен немецкими бомбардировщиками Ju-88. Координаты гибели корабля: 51˚18’ с.ш./02˚15’ в.д. На борту эсминца находилось около 930 эвакуируемых солдат, из которых около 660 погибло. Потери экипажа составили 3 офицера и 53 матроса]
Польский эсминец “Блыскавица” нес патрульную службу в Дуврском проливе. вскоре с него увидели взрыв на атакуемом корабле. Эсминец направился к месту гибели “Сироко” и вместе с английским корветом “Уиджон” принял участие в спасении людей с затонувшего французского корабля…
За двенадцать часов 31 мая французский флот понес большие потери – три из его лучших кораблей были потоплены противником.
2‑я флотилия под командованием капитана 1 ранга Урвуа де Порсампарка (девять кораблей которой были выделены в распоряжение адмирала Абриаля) потеряла 4 корабля, а остальные были сильно повреждены. Потеря этих кораблей была серьезным ударом не только для Франции, но и для операции по эвакуации войск. Миноносцы типа “Ля Помон” тоже действовали превосходно. Эсминец “Бурраск”, например, вывез с континента почти 800 человек за один рейс…
В целом вклад [французского военно-морского флота] в общее дело был слишком небольшим и слишком запоздалым.

Миноносец 600-тонного типа эскортирует паром "Кот д'Аржент" с французскими солдатами на участке Дюнкерк-Флиссинген

Comments

( 17 comments — Leave a comment )
misha_koskov
Mar. 26th, 2019 03:05 pm (UTC)
Сдается мне, что "Бурраск" - самый фотографически известный погибший во WWII французский эсминец.
sergiovillaggio
Mar. 26th, 2019 03:12 pm (UTC)
Фотка что с левого борта - да, одна из наиболее тиражируемых. Но снимки "Адруа" на пляже встречаются не реже.
von_lans
Mar. 28th, 2019 05:08 pm (UTC)
Если по книгам и тому подобное - то да. Но просмотрев массу солдатских альбомов, то сделал для себя вывод, что любой военнослужащий, особенно сухопутчик, считал, практически, долгом сфотографироваться на фоне "Адруа", чуть ли не взводами фотографировались :)
misha_koskov
Mar. 28th, 2019 05:24 pm (UTC)
>>Если по книгам и тому подобное

Я бы даже сказал: если по обложкам книг ))
sergiovillaggio
Mar. 29th, 2019 09:09 am (UTC)
Дык он там долго простоял, опять же натура для снимка хорошая
Serg Bond
Mar. 26th, 2019 03:20 pm (UTC)
Об эвакуации из Дюнкерка читал давнным давно (1988-89 гг) в многотомнике "Вторая мировая война" (и когда только успевал!?). Ещё тогда был шокирован неподготовленностью французского флота.
Эту эвакуацию можно сравнивать с эвакуацией из Таллина в 1941 году.
radio_rhodesia
Mar. 26th, 2019 03:22 pm (UTC)

Отличный материал. Особенно интересны дополнения о действиях торпедных катеров

u_boat_lab
Mar. 26th, 2019 06:53 pm (UTC)
Да и вообще, очень желательно бы почитать с подробностями о действиях флота Франции от начала войны до капитуляции....
Та же Норвежская операция чего стоит...
Может кто из маститых сподобится, а ???

Edited at 2019-03-26 06:53 pm (UTC)
sergiovillaggio
Mar. 26th, 2019 07:12 pm (UTC)
Офана/Мордаля сложно переплюнуть по объему.
u_boat_lab
Mar. 26th, 2019 11:25 pm (UTC)
И тем не менее, по русски и вдумчиво...
А ?!
sergiovillaggio
Mar. 27th, 2019 08:36 am (UTC)
Ну, в книжке по французским крейсерам я попытался это сделать через призму одного класса. За линкоры точно не возьмусь - там уже Сулига с Трубицыным потоптались. Эсминцы - хотелось бы, но поглядим. Делать же всеобъемлющую работу по французскому флоту, сидя в России, было бы наивным, имхо.
(Anonymous)
Mar. 28th, 2019 03:52 pm (UTC)
Описание службы мне у Вас кажется лучше, чем у Джордана в его книге о французских крейсерах. Пишите про лидеры и эсминцы. Только заново, а не арбузовку в новой обложке.
iksanov
Mar. 28th, 2019 06:15 am (UTC)
Фотка, подписанная как 'Германский раумбот проходит мимо разрушенного остова Ягуара' - это все же Шакал - http://dkepaves.free.fr/html/chacal.htm.
sergiovillaggio
Mar. 29th, 2019 09:08 am (UTC)
Домой вернусь - проверю еще раз.
sergiovillaggio
Mar. 31st, 2019 08:15 am (UTC)
Конечно, не нам из мест, далеких от Ла-Манша, судить о корабле по этим фотографиям, тем не менее, по характеру повреждений, я бы сказал, что пролом в борту больше похож на результат попадания торпеды, чем бомбы. Так что, склоняюсь все же к "Жагуару"
iksanov
Mar. 31st, 2019 02:01 pm (UTC)
Я доверился французам :) Кстати, имеется фотография жертвы со стороны пляжа:


sergiovillaggio
Mar. 31st, 2019 03:09 pm (UTC)
В общем, ставим пометку "Нерешенный вопрос"
( 17 comments — Leave a comment )

Profile

DaZara
sergiovillaggio
Из Деревни Приехал

Latest Month

September 2019
S M T W T F S
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930     

Tags

Powered by LiveJournal.com
Designed by yoksel