Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Восстание на крейсере "Чунцин"

Не мог не утянуть у камрада orientalist_v отличную картину:

"На рассвете". Восстание на гоминдановском крейсере "Чунцин" (1949 г.)
Кликабельно
На мой взгляд, на восстание как-то слабо похоже - слишком уж статично. Но художнику, конечно же, виднее.

Тем не менее, думаю, что стоит привести описание перехода корабля на сторону коммунистов. Не зря же мы с Дмитрием Киселевым написали целую статью про этот крейсер.
Обстоятельства перехода «Чунцина» на сторону коммунистов весьма любопытны. Экипаж крейсера составлял около 600 человек, большинство из которых попало на службу во флот после 1946 года. Многие сочувствовали Красной армии – из числа таких лиц в начале 1949 г. сформировалась подпольная коммунистическая группа в составе 17 человек. Во главе ее стояли матросы Ван Ичжэнь, Би Чжунъюань, Чжан Циюй, У Динго, Чэнь Хунъюань и Хун Цзиньсянь, вскоре к ним присоединились еще 16 членов экипажа, при этом заговорщики именовали себя «Организацией по освобождению крейсера «Чунцин». Би Чжунъюань и Чжан Циюй вступили в КПК еще до того, как надели морскую форму. С их помощью штаб восстания установил связь с подпольным горкомом партии в Нанкине, поручившим координацию действий моряков опытному организатору Чэнь Ляну (выпускник военной академии Хуэйпу в провинции Чжэцзян, полковник гоминьдановской армии. После 1949 г. – мэр г. Шанхай и министр путей сообщения КНР). Последний предложил выяснить позицию командира и офицеров крейсера. Переход Дэн Чжаосяна на сторону заговорщиков резко изменил ситуацию, и главная роль в дальнейших событиях принадлежала именно ему…

По утверждению китайской и советской прессы, узнав о переходе самого крупного корабля на сторону врага, Чан Кайши лично отдал приказ уничтожить его любой ценой. Очень скоро «Чунцин» был обнаружен гоминьдановской воздушной разведкой и поврежден во время налета бомбардировщиков В-24.

Из-за мелководья он не мог укрыться во внутренней части Яньтайской гавани, поэтому 4 марта перешел в небольшой порт Хулудао на берегу Ляодунского залива (провинция Ляонин). У местных рыбаков были реквизированы сети, с помощью которых крейсер пытались замаскировать, нашивая на сетку вручную древесные листья. Тем не менее, 16 марта «Чунцин» был вновь обнаружен воздушной разведкой. 17-19 марта Хулудао непрерывно подвергался бомбардировкам гоминдановских «Либерейторов». 18 марта экипаж крейсера с 8 часов утра и до вечера отражал атаки с воздуха. В результате близкого разрыва тяжелой бомбы по правому борту была выведена из строя система управления артиллерийским огнем, 4 человека погибло. По приказу из Пекина, поврежденный крейсер 20 марта был затоплен у восточной стенки пирса №3 порта Хулудао. «Чунцин» лег на дно правым бортом, левый поднимался над водой. Экипаж был распределен по другим кораблям, Дэн Чжаосян получил назначение начальником военно-морской школы в Аньдуне.

Такова официальная версия гибели корабля. Впрочем, в издании речей Мао Цзэдуна имеется примечание к его выступлению 30 апреля 1949 г., в котором сказано буквально следующее: «25 февраля 1949 года офицеры и команда крейсера восстали, порвали с реакционным гоминдановским правительством и присоединились к Китайскому Народному флоту. 19 марта империалисты США и гоминдановские бандиты послали тяжелые бомбардировщики и потопили «Чунцин» в Хулудао...» Существует также британская (надо сказать – весьма сомнительная) версия, согласно которой самолеты атаковали крейсер 20 марта у острова Калабаш, а гибель корабля произошла на следующий день и стала следствием затоплений от полученных повреждений.

Чунцин в порту Хулудао 1949.jpg
Tags: Китай, искусство, крейсера, репост
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments