Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Немного о "Сюркуфе"

Сегодня в соседнем журнале подняли вопрос, а нахрена зачем французы строили этого монстра - подводный крейсер "Сюркуф"?
Понимаю, что выпуск "Морской кампании" о нем вышел почти десять лет назад и стал библиографической редкостью, многие его и не видели, а те, кто читали, половину уже зыбали. Поэтому для напоминания привожу некоторые выдержки из него, касающиеся создания проекта.
Назначение подводного крейсера виделось следующим:
– поддержание связи с отдаленными колониями в тех случаях, когда она могла быть нарушена;
– совместные с крейсерами действия по нарушению неприятельских коммуникаций;
– эффективные действия в отдельных удаленных районах;
– создание самим фактом своего присутствия неблагоприятной обстановки для эскорта конвоев с целью отвлечения на их прикрытие большого числа кораблей противника.

На заседании 7 июля 1922 г. Высший совет флота установил следующие тактико-технические характеристики крейсерской артиллерийской подводной лодки:
– вооружение: два 203-мм орудия, 2 “пом-пома”, 4 пулемета, 8 торпедных аппаратов, 1 гидросамолет;
– бронирование: рубка и верхний мостик – 30-40 мм;
– скорость: надводная – 18 уз., подводная – 9 уз.;
– дальность: надводная – 10 000 миль со скоростью 10 узлов, подводная – 70 миль со скоростью 5 узлов;
– автономность 90 дней

Главный морской штаб особо настаивал на максимальном сокращении временного отрезка между всплытием лодки и открытием огня. С целью унификации предусматривалось использование 203-мм орудий, разрабатывавшихся для новых “вашингтонских” крейсеров (будущий тип “Дюкень”). Ведение стрельбы требовалось осуществлять дистанционно с поста управления огнем, ручного наведения не предусматривалось. Заряжание и предварительное наведение орудий должно было производиться в подводном положении, чтобы иметь возможность открытия огня сразу, как только дула орудий появляются над водой.

Помимо размещения бортового самолета нужно было предусмотреть устройство для его быстрого подъема на борт и спуска на воду. Также подводный крейсер нуждался в быстроходном катере для перехвата торговых судов. Катер должен был обладать достаточной мореходностью и способностью в течение трех часов поддерживать 20-узловой ход с экипажем из четырех человек и вооружением на борту.

В соответствии с общими требованиями к вооружению подводных лодок, поворотные торпедные установки включали трубы калибра 550 и 400 мм. Последние предназначались для использования против патрульных кораблей.

Следовало предусмотреть возможность размещения на борту 40 пленных с потопленных или захваченных судов. Поскольку основные районы действия подводных лодок лежали в широтах с жарким климатом, необходимы были мощные средства кондиционирования и вентиляции.

Продолжительная 18-узловая скорость в надводном положении должна была обеспечиваться в реальных условиях службы, а не только на ходовых испытаниях. Субмарина должна была сохранять достаточную остойчивость в момент погружения и всплытия при затоплении боевой рубки или орудийной башни, а по возможности – обеих. Наконец, высказывалось пожелание, чтобы при всем этом водоизмещение не превышало 3000 т. В результате, как отмечено в записке ГМШ от 25 апреля 1925 г., пришлось смириться с отсутствием броневой защиты рубки и мостика, а также пойти на замену кормового поворотного торпедного аппарата неподвижно закрепленными в корпусе торпедными трубами.

Еще по результатам испытательного похода 1932 года издание “Naval and Military Record” давало “Сюркуфу” справедливую, но нелицеприятную оценку: “Принятые размеры абсолютно бесполезны для подводной лодки, которая все равно не способна заменить надводный корабль соответствующего водоизмещения”. Заложенные в проект концепции оказались мертворожденными, не учитывавшими развития средств противолодочной обороны. Строительство самой лодки было медленным, испытания – мучительными, а преследовавшие ее технические проблемы привели к тому, что она провела три четверти своей жизни в ремонте, причем ее артиллерия и самолет, ради которых она, собственно, и создавалась, никогда не применялись в боевых условиях.

Tags: "Морская кампания", marine national, подводные лодки
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments