Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

О модернизациях советских кораблей

Одной из характерных особенностей советского флота на всей 70-летней истории его существование является если не полное отсутствие, то уж точно крайне малое количество радикальных модернизаций боевых кораблей. Да, могли что-то улучшить, могли добавить пушек, какого-то оборудования и т.д., и т.п., но ничего подобного тому, что, например, сделали англичане с американскими "гладкопалубниками" или со своими старыми крейсерами типа "С" при переоборудовании их в корабли ПВО, у нас и близко не было.

Попытался сделать подборку кораблей, подвергавшихся наиболее существенным модернизационным работам - получилось не слишком много.
Сразу оговорюсь, что переделки боевых кораблей во вспомогательные (как, например, "Сообразительного" в ОС-31) заведомо не рассматривал. Речь идет только о тех случаях, когда из боевого корабля делали боевой, а в одном случае даже из небоевого боевой. Также не учитывал случаи, когда корабли достраивались по усовершенствованному проекту (наиболее характерный пример - "Красный Кавказ"). Наконец, не рассматривал подводные лодки - это вещь в себе, там порой установка "асдика" или какого-нибудь прибора БПС существенно меняла боевые возможности, не отражаясь на внешнем виде.



Линейные корабли типа "Гангут" (на фото - "Севастополь", бывшая "Парижская коммуна", в 1950 году).
По сравнению с другими дореволюционными кораблями модернизировались весьма серьезно. Это и замена ГЭУ, и переделка надстроек, и усиление зенитного вооружения, и радикальное обновление ПУАО. До уровня переделки итальянских дредноутов, конечно, не дотягивает, но, например, по сравнению с французскими улучшения значительны.


Канонерская лодка "Красное Знамя". Если бы не сохранившийся таранный форштевень, то узнать в ней дореволюционный корабль было бы сложно. Переделано вообще всё.


Речная канонерская лодка "Красная звезда". Тоже переделано почти все, даже корпус.


Минный заградитель "Марти". Отличный пример, как из вспомогательного судна (императорской яхты) можно сделать очень даже приличный боевой корабль.


Сторожевой корабль "Атарбеков". Несмотря на неказистость и небольшую боевую ценность, являет собой пример радикальной модернизации, сделавшей из устаревшего кораблика очень даже ценную боевую единицу.

В послевоенное время тенденция минимального количества модернизаций никуда не делась. Порой даже замена одной РЛС с ее здоровенным антенным постом превращалась в проблему. Ни о чем, подобном американским программам FRAM, речи вообще не шло. Так что, пожалуй, единственными кораблями, подвергшимися действительно обширной программе модернизации, стали представители проекта 57. Но тут деваться было некуда: ходить с КСЩ стало уже просто смешно.


Камрады, прошу высказывать свои соображения по озвученной проблеме.
Tags: ВМФ СССР, военно-морская техника, послевоенный период
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments