Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

"Люфтю-Хюмаюн"

Увы, не так уж редко бывает, что от корабля XIX века остается одна-единственная фотография. Обидно, когда вот такая, когда он еще даже не построен:

Турецкий безбронный крейсер «Люфтю-Хюмаюн» в день спуска на воду, 16 августа 1892 г.
Крейсер «Люфтю-Хюмаюн» («Lüft-ü Hümayun» – «Имперская благосклонность») можно назвать одним из самых неизвестных кораблей эпохи броненосного флота. Крейсер строился по бюджету 1880 г. как неброненосный крейсер (Kruvazör по турецкой классификации) 3-го класса. Заложен в 1882 г. на казенной верфи в Стамбуле, ей же была изготовлена силовая установка; спущен на воду 16.08.1892; подготовлен к испытаниям в июле 1896 г.; вошел в строй в октябре 1896 г.

Корабль имел следующие тактико-технические характеристики:
водоизмещение – 1313 т;
корпус – композитный (железный набор с деревянной обшивкой);
длина между перпендикулярами – 64,0 м, ширина – 9,1 м, осадка – 3,9 м;
силовая установка: одна 3-цилиндровая вертикальная паровая машина тройного расширения, два цилиндрических котла; мощность – 2160 и.л.с.;
скорость: проектная – 14 уз, на испытаниях – 12 уз;
запас угля – 250 т;
вооружение неоднократно менялось:
- по проекту: 4×170-мм/25 (5,6-тонных) орудия Круппа, 6×120-мм/25 орудий Круппа, 4×47-мм пушки Гочкиса, 6 пулеметов, 2×450-мм торпедных аппарата Шварцкопфа;
- в 1896 г. при вступлении в строй: 3×170-мм/25 и 6×120-мм/25 орудий, 6×47-мм пушек, 2×450-мм торпедных аппарата;
- с 1899 г.: 2×150-мм/40 орудия Круппа, 2×120-мм/40 орудия Круппа, 4×37-мм пушки Гочкиса, 2×450-мм торпедных аппарата.

Справочник «Conway’s» сообщает, что внешне «Люфтю-Хюмаюн» являлся уменьшенной версией рангоутного крейсера «Хейбетнума» («Heybetnuma») и нес аналогичное вооружение, причем два 170-мм орудия устанавливались в носовой части, одно – на корме, 120-мм пушки – побортно. Правда, при этом обоим кораблям приписывает наличие всего одной дымовой трубы, тогда как в действительности у «Хейбетнума» труб было две, что ставит под сомнение информацию в отношении «Люфтю-Хюмаюн».

Карьера крейсера оказалась короткой. После 14 лет нахождения на стапеле, корабль вошел в строй морально устаревшим и на протяжении большей части нахождения в строю использовался в качестве несамоходного учебного судна в Стамбуле. В 1905 г. был разоружен с одновременным демонтажем машины и мачт. Существовал проект модернизации (перестройки) крейсера на верфи «Ансальдо» в Генуе, но в конечном итоге от него отказались. В 1908 г. «Люфтю-Хюмаюн» был исключен из состава флота и в ноябре 1909 г. продан на слом, однако окончательно разобран только к концу 1921 г.
Tags: крейсера, малые страны
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 26 comments