Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Итальянская морская политика в 1861-1900 гг. (ч.3)

Завершающая часть реферативного обзора работы Паоло Сандалли: колониальная политика, демонстрация флага и заключение.


Пароходо-фрегат "Аркимеде" на королевской верфи в Кастелламаре-ди-Стабия.

КОЛОНИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
Рассмотрение военно-морской политики того времени нельзя вести без рассмотрения колониальных вопросов. Европейскому империализму были необходимы колонии как рынок сбыта и источник сырья и ресурсов. Геостратегическим фактором являлись базы и порты для торгового и военного флотов, которые, в свою очередь, должны были защищать и снабжать их. Не в последнюю очередь колонии являлись ретрансляторами романтического духа приключений, научных открытий, философской теории позитивизма, обосновывавшей монополию белой расы на то, чтобы вести человечество к прогрессу. Наконец, демографическая нагрузка побуждала к поиску новых полупустынных территорий.

Последний фактор играл особую роль в Италии, откуда в зарубежные страны шла массовая эмиграция отчаявшихся людей, вызванная перенаселением и безработицей. Итальянский колониализм появился одним из последних и, что очевидно, в начальный период был нацелен на берега Северной Африки, куда имелся естественный доступ. Именно поэтому так называемая «Пощечина Туниса» носила столь выраженный эмоциональный характер.

Пока же не настало время Триполитании, внимание итальянцев развернулось в сторону Красного моря и Африканского Рога, обладание которыми сулило заманчивые перспективы для страны, ибо проецировало ее влияние на путь в Индию и на Восток. В процессе проникновения в Восточную Африку, как известно, чередовались мирная и кровавая фазы, особенно в эпизодах с Догали и Адуа, ознаменовавших провал попытки проникнуть в Абиссинию, но к исходу века итальянское господство простиралось на Эритрею и большую часть Сомали.

Необходимо учитывать, что основные усилия в колониальной экспансии шли через море. Начало было положено судоходной компанией «Рубаттино», которая в 1869 г. приобрела концессию на строительство порта в бухте Ассаб на побережье Эритреи – официально, от своего имени, но на самом деле, от имени итальянского правительства. Военно-морской флот сыграл важную роль в этой деятельности и являлся самым ценным инструментом умиротворения или сдерживания зачастую враждебных местных племен, заплатив высокую кровавую дань.

АМЕРИКАНСКИЕ ДИВИЗИИ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОПЕРАЦИИ
Для завершения описания морской политики необходимо затронуть аспект международного престижа. Сардинское королевство и королевство Бурбонов традиционно держали в Америке свои стационеры для защиты и поддержки своих эмигрантов. Начиная с 1865 г., объединенная Италия продолжила эту политику, отправляя в те воды корабли. Они сводились в Дивизии Северной и Южной Америки и служили и для защиты соотечественников, и как инструмент дипломатии.

Хотя эта политика была дорогостоящей и сложной, особенно, в годы самых острых бюджетных ограничений, она способствовала модернизации флота и являлась важным фактором поддержки итальянских общин за рубежом. Даже сегодня некоторые из них, особенно в Австралии и Южной Америке, а также в Соединенных Штатах, Канаде, Южной Африке и других местах, процветают и имеют немалый вес среди местных экономических и политических сил.

Укрепление и поддержание кровных и культурных связей с ними является не только моральным долгом государства, но и очень эффективным инструментом для проникновения на рынки, установления привилегированных политических, экономических и финансовых отношений и расширения своего геополитического влияния. Жители тех далеких сообществ всегда гордятся и радуются появлению триколора, который развевается на наших кораблях.

Кроме того, океанские плавания способствуют профессиональному росту личного состава флота.

В течение рассматриваемых 40 лет итальянскими кораблями было совершено 22 кругосветных плавания, тогда как за аналогичный период ХХ века – всего два, несмотря на бóльшие возможности, обусловленные более высоким уровнем промышленности и технологий. Предоставим слово капитану 1 ранга Инкоронато, командиру «Марко Поло» во время океанского плавания ’97 г.: «Престиж Италии упал во всех странах Востока, чему немало способствовало то, что триколор слишком редко появлялся в этих морях, причем я говорю не только о военных кораблях, но и, главным образом, о торговых». Это показывает справедливость британского принципа «торговля следует за флагом».

Наконец, на рубеже веков молодой итальянский флот отличился в международных операциях – таких как блокада Крита в 1897 г., где координация действий была возложена на итальянского адмирала, Танжерский кризис и Боксерское восстание в Китае. Присутствием итальянских кораблей отмечены все многочисленные кризисы и малые войны на Балканах и в Восточном Средиземноморье, а также беспорядки в Испании в 1873 г.

Это говорит о том, что, несмотря на внутренние проблемы социально-экономического характера, Италия никогда не уклонялась от обязанностей по поддержанию мирового порядка, присущих цивилизованной стране. Также это свидетельствует о той роли, которую флот играет в качестве основного средства проецирования стабильности и безопасности. В этом состоит его «активная» функция в деле внешней политики и международной безопасности. Эта функция не может осуществляться без надлежащего инструмента, которым может быть только флот «открытого моря», состоящий из крупных кораблей, способных подолгу действовать в отрыве от своих баз.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
История никогда не повторяется, однако события часто развиваются циклически, и изучение истории было бы напрасным, если бы мы не искали в ней сюжетов, применимых к современности. Из изучения морской политики конца XIX века можно сделать следующие выводы:

- принадлежность Италии к морским державам делает естественным ее участие в военно-морских альянсах с другими крупными западными странами;

- уязвимость с Балкано-Адриатического направления приводит к необходимости иметь средства политического или военного контроля на противоположном берегу;

- зона стратегических интересов Италии распространяется на всё Средиземноморье, что делает важными такие области, как Суэц, Африканский Рог, Ближний Восток и Красное море;

- вектор итальянских коммерческих интересов направлен на восток, вдоль древнего Шелкового пути, значение которого в настоящее время возрастает в связи с процессами на Дальнем Востоке, но без отрыва от важности трансатлантических связей с Северной и Южной Америкой;

- военно-морской флот необходим для поддержания международного порядка и стабильности, а также «показа флага» в поддержку политических и экономических интересов Италии в мире;

- итальянские достижения в области военно-морской техники имеют высокий потенциал для развития.

Эти аспекты не являются новыми, а вытекают из истории, географии и культуры Италии. В данной работе автор попытался те психологические и субъективные аспекты, которые обусловили и обусловливают нашу систему.

Адмирал Барателли в своей работе по истории флота цитирует следующее суждение, выраженное в 1895 г. высокопоставленным иностранным офицером: «Я не знаю, что не работает в итальянском флоте. Дело не в кораблях, дело не в офицерах, не в руководстве или обучении; дело не в мужестве или тяжелой работе; дело не в морской практике. Тем не менее, определенно есть недостатки, которые я не могу назвать осознанно». Есть основания опасаться, что тот, кто сформулировал такое суждение, подметил особенность не флота, а самой нации. Флот же является лишь ее отражением, хотя и представляет ее лучшую часть.

Приложение
ИТАЛЬЯНСКАЯ КОЛОНИАЛЬНАЯ ЭКСПАНСИЯ НА КРАСНОМ МОРЕ И АФРИКАНСКОМ РОГЕ
Эритрея

- 1869 г. Судоходная компания «Рубаттино» покупает концессию в бухте Ассаб. Это операция прикрытия правительства в связи с открытием Суэцкого канала, чтобы получить точку опоры в этой области значительного стратегического интереса, в которой открываются заманчивые перспективы.
В то же время корвет «Фьерамоска» исследует Массауа и прилегающие острова Дахлак, чтобы оценить возможность их занятия.

- 1870-1880 гг. Различные исследования и плавания боевых кораблей в Красном море со все более и более расширяющимся присутствием в Ассабе и Массауа.

- 1879 г. Капитан 2 ранга Де Амедзага с авизо «Эсплотаторе» получает одобрение местного султана и английского губернатора Адена на итальянский суверенитет над Ассабом и Рахейтой.

- 1882 г. Ассаб и Рахейта объявлены итальянскими колониями. Англия, оккупировавшая Египет и ищущая опоры в Судане против французов и местных повстанцев, предлагает Италии занять Массауа.

- 1885 г. Морская дивизия высаживает в Массауа итальянский оккупационный корпус. В течение года он осуществляет оккупацию островов Дахлак и всего побережья от Рахейта-Ассаб до Массауа. Основана итальянская колония в Эритрее, покончившая с номинальным египетским суверенитетом над этим районом.

- 1887 г. Попытка проникновения вглубь территории, где не имелось четко установленной границы между бывшими египетскими султанами Эритреи и Эфиопской империей, потерпела крах в сражении у Догали, где итальянская колонна из 500 солдат была разбита абиссинскими войсками.

- 1889 г. Уччиалийский договор. Установлено сотрудничество с негусом Абиссинии, Мареб признан областью итальянского влияния.

- 1892 г. Денонсация Договора негусом Менеликом.

- 1893-1895 гг. Итало-абиссинская война. Одержав победы при Агордате, Кассоле, Коатите, Асмэре и Сенафе, Италия расширила свои владения в эфиопских регионах Шоа и Тыграй.

- 1896 г. Поражение при Адуа и осада Макалле приводят к тому, что итальянцы оставляют Тиграй и Шоа. Граница итальянской колонии в Эритрее остается фиксированной по Маребу.
Вклад военно-морского флота в операции в Сомали выразился в переброске примерно 50 000 человек, 10 000 вьючных животных и 160 000 т грузов, к которым добавилась интенсивная деятельность по борьбе с военной контрабандой, огневая поддержка сухопутных войск и выделение десантных партий из состава экипажей кораблей.

Сомали

- 1879 г. «Веттор Пизани» и «Рапидо» выполняют исследовательские плавания вдоль всего побережья Сомали, осуществляя защиту коммерческих интересов местных итальянских общин, ведущих конкуренцию с английскими, французскими и немецкими.

- 1885 г. Консул Чекки на борту авизо «Барбариго» подписывает в Занзибаре договор с султаном острова. Затем «Барбариго» производит исследование подступов к порту Джуба, чтобы выяснить его пригодность для колонизации.

- 1888-1889 гг. После переговоров с султанами Занзибара и Оббии, проведенных командирами авизо «Стаффетта», «Аркимеде» и крейсера «Догали», Италия занимает порты Кизимайо, Миджуртина и область Бенадир, объявив над ними протекторат.
Во время этой операции капитан-лейтенант Цавальи и матрос Барторелло убиты местными жителями. В отместку авизо «Вольта» обстрелял Уаршик. «Стаффетта», «Аркимеде» и «Догали» чередуются друг с другом в качестве стационеров в Занзибаре, чтобы сбалансировать присутствие там английских и немецких кораблей; они принимают участие в операциях по борьбе с работорговлей и разрешении кризиса наследования султаната Занзибара.

- 1892 г. «Стаффетта» под командованием капитана 2 ранга Соррентино получает от султана Занзибара признание итальянского суверенитета над портами Могадишо, Брава, Марка и Адале (переименован в Итала). Торговая и судоходная компания Филонарди берет на себя управление всеми портами побережья .Сомали от Джубы до Бенадира.

- 1896 г. Члены экспедиции вдоль реки Уэби-Шебели, состоявшей из командиров «Вольтурно» и «Стаффетты» капитанов 2 ранга Монджардини и Маффеи, консула Чекки и еще 9 офицеров, матросов и гражданских лиц убиты в Лафоле. Капитан 1 ранга Соррентино, высадив необходимые войска, наносит суровое возмездие и усмиряет всю провинцию Бенадир.

- 1900 г. После проведения по инициативе местных султанов ряда операций колониальной полиции, всегда осуществлявшихся с моря, Италия закрепила владение всей территорией Сомали к северу от Джуба, за исключением британского анклава в Бербере. Установление контроля над побережьем позволило развернуть продвижение вглубь континента.

Итальянские колонии в Восточной Африке
Tags: regia marina, военная история, история, книги
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments