Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Итальянский флот в 1900-1921 гг. (часть 1)

Несколько лет назад я выкладывал перевод заметки Альдо Фраккароли по истории итальянского флота с момента его зарождения до конца XIX века (ссылка на первую часть).
Недавно сподобился перевести следующую заметку, посвященную периоду с начала ХХ века до Вашингтонской конференции.



Первые двадцать лет ХХ века представляют собой один из наиболее интересных периодов в истории итальянского флота, и с исторической, и с технической точек зрения. Высшей точкой этого периода стал 1919 год; к тому времени война против Австро-Венгрии, Германии и Турции завершилась для Италии победой, и 24 марта большая часть бывшего австрийского флота перешла из Полы в Венецию, в руки итальянцев. Эти корабли, включая дредноут «Тегетгофф», до-дредноут «Эрцгерцог Франц Фердинанд» и большое число скаутов, эсминцев, миноносцев и подводных лодок, не имели флагов, тогда как сопровождавшие их итальянские корабли были нарядно украшены. Когда эта армада появилась в видимости эсминца «Аудаче» (с королем Виктором Эммануилом III на борту) и других кораблей, вышедших им навстречу из Венеции, командовавший соединением вице-адмирал Каньи приказал, чтобы на всех трофейных кораблях был поднят сигнал «Мир павшим при Лиссе», как знак реванша за итальянское поражение 20 июля 1866 г. Тогда флот под командованием адмирала графа Карло Персано был разгромлен уступавшей ему по силам австрийской эскадры контр-адмирала Вильгельма Тегетгоффа, потеряв два корабля. Когда отряд прибыл в залив Сан-Марко, солнце вышло из-за облаков, залив своим светом сцену триумфа. Это было звездным часом Королевского Итальянского флота, сформированного 17 марта 1861 г. из разрозненных региональных флотов.

Технические инновации
С технической точки зрения, итальянский флот в рассматриваемый период добился значительных достижений, в качестве чего можно назвать четыре примера:

- концепция линейного корабля с главной артиллерией единого калибра (all-big-gun battleship). Идея впервые была высказана в статье инженера-подполковника Витторио Куниберти «Идеальный броненосец для британского флота», опубликованной в сборнике «Jane’s Fighting Ships» в 1903 г., после того, как итальянский морской министр счел ее слишком амбициозной для его страны;
- концепция катера типа MAS (легкий быстроходный моторный катер, вооруженный двумя торпедами и/или небольшим орудием и глубинными бомбами) – один из них, MAS-15, 10 июня 1918 г. потопил в открытом море австрийский дредноут «Сент-Иштван», несмотря на имевшийся у того сильный эскорт;
-  концепция штурмового катера (своего рода морского танка, оборудованного боковыми гусеницами и вооруженного двумя торпедами); одна из таких машин в мае 1918 г. сумела преодолеть боновое заграждение военно-морской базы в Поле;
- боевые пловцы, двое из которых, управляя самоходным подрывным зарядом, в конце октября 1918 г. преодолели заграждение в Поле и потопили австрийский дредноут «Вирибус Унитис».

В эти же годы была создана итальянская морская авиация, показавшая себя энергичным и эффективным оружием. В 1923 году появились военно-воздушные силы – Regia Aeronautica, во главе которых стояла Комиссия по авиации, в августе 1925 г. ставшая Министерством авиации. Многие морские офицеры, уже ставшие пилотами и наблюдателями во время войны 1915-1918 гг., перешли на службу в ВВС.

В 1906 году Морским министром был вице-адмирал Карло Мирабелло, остававшийся на своем посту в течение шести лет – с декабря 1903 по декабрь 1909 г. Этот относительно длинный период позволил ему запустить и продвинуть рациональную военно-морскую программу, последовавшую за материальным и моральным кризисом, вызванным Восточно-африканской кампанией 1895-1896 гг. Армия вышла из этой кампании в удручающем состоянии, но флот также принимал в ней участие, и впоследствии на парламентских слушаниях военно-морская администрация 1900-1903 гг. подвергалась суровой критике. Тем не менее, рассмотрение этого вопроса в 1904-1905 гг. завершилось в пользу флота.

Бюджетные расходы всегда оставались скромными, никогда не отвечая амбициозным целям Италии, и каждый раз едва могли гарантировать, что корабли будут строиться не настолько долго, чтобы устареть еще на стапеле. Фактически, ежегодный военно-морской бюджет в 1901-1906 гг. составлял в среднем 121 млн. лир, и постройка важных кораблей длилась слишком долго – например, у линкора-додредноута «Витторио Эмануэле» она длилась добрых семь лет. Этот корабль, заложенный в сентябре 1901 г., был закончен постройкой в августе 1908 г. (Возможно, флот просто надорвал свои силы; возможно, ему следовало тратить энергию на строительство меньшего числа кораблей, но более высокими темпами.) Одним из результатов стало то, что «Данте Алигьери», первый итальянский дредноут, вошел в строй позже австрийского «Вирибуса Унитиса», и, тем самым, Австрия стала первой страной, получившей линкор с трехорудийными башнями, хотя итальянский корабль был спроектирован, заложен и спущен на воду раньше австрийского, который был достроен намного быстрее.

Пребывание вице-адмирала Мирабелло на посту министра запомнилось выдачей заказа не только на «Данте Алигьери», но и на четыре броненосных крейсера, один из которых, «Сан Марко», во многом оказался первым в мире. «Сан Марко» стал первым турбинным кораблем с четырьмя валами, первым, оснащенным гирокомпасом, первым, получившим систему успокоения качки (цистерны Фрама), и первым, на которым отказались от использования деревянной подкладки, с тех пор ее делали только из металла. Наконец, «Сан Марко» и однотипный «Сан Джорджо» стали первыми кораблями с электрическими приводами башенных механизмов.

В 1907 году был создан Центральный Морской штаб, который возглавил вице-адмирал Джованни Беттоло. В течение этого периода была активизирована подготовка личного состава к войне, плоды чего стали очевидны во время Ливийской войны 1911-1912 гг. и войны 1915-1918 гг. (Италия вступила в нее 24 мая 1915 г.). Обширная программа обновления включала заказ многочисленных серий мореходных миноносцев, эсминцев, пяти дредноутов (типов «Кавур» и «Дориа»), 14 подводных лодок, но, к сожалению, всего трех скаутов, лишь один из которых оказался по-настоящему удачным («Кварто», один из лучших кораблей, спроектированных и построенных в Италии). Начиная с этого времени все боевые корабли строились только на отечественных верфях, и имевшая место до этого зависимость от иностранной промышленности подошла к концу.

Даже артиллерия производилась на итальянских заводах, хотя основные оружейные предприятия были созданы на иностранных чертежных досках (главным образом, британских), а конструкция орудий зачастую оставалась иностранной (французской и британской). В области артиллерии и боеприпасов результаты не всегда соответствовали достигнутым зарубежными оригиналами. Это стало особенно очевидно при сравнении с оригинальным боезапасом германских крейсеров и эсминцев, переданным Италии по репарациям в 1919-1920 гг. Оригинальные немецкие снаряды показывали очень хорошие результаты, но когда такие же снаряды стали производиться в Италии, цели стали поражаться намного реже, даже несмотря на то, что итальянские системы управления огнем имели ту же конструкцию и были вполне хороши в техническом отношении.

Италия продемонстрировала серьезные достижения в области минного оружия, создав и усовершенствовав систему автоматической постановки мин на заданную глубину (предложенную лейтенантом Джованни Элиа), успешно использовавшуюся в военное время. 

Война против Турции, объявленная 29 сентября 1911 г., поставила перед итальянским флотом задачу перебросить с полуострова в Ливию 30 000 солдат на 55 транспортах. Итальянские корабли получили шанс проявить свой агрессивный дух в боях у Превезы (29-30 сентября 1911 г.) и Санта-Мауры в Ионическом море, у Сирийского побережья, в Дарданеллах (набеговая операция 16-19 апреля 1912 г.), в Красном море (6 крейсеров и 6 миноносцев), а также в обстрелах с моря Триполи, который был занят морским десантным отрядом 5 октября 1911 г., после того как 7-тысячный турецкий гарнизон эвакуировался, как это случилось и с Тобруком днем ранее. 11 октября войска высадились в Триполи, а также в Хомсе, Дерне и Бенгази. Боевые действия на море завершились в мае 1912 г. с оккупацией Родоса и других Додеканезских островов, ставших итальянскими военно-морскими базами.

С 1882 года Италия являлась членом Тройственного союза с Германией и Австро-Венгрией, и, назло всем взлетам и падениям итало-австрийских отношений, в июне 1913 г. Италией, Австрией и Германией была подписана Морская конвенция, предусматривавшая в случае войны совместные действия трех флотов на Средиземном море, общее командование которыми должен был осуществлять австрийский адмирал. Принимая во внимание данную конвенцию, следовало ожидать, что итальянские корабли будут проектироваться с учетом стоящих перед альянсом задач. Вместо этого, каким бы странным это ни могло показаться, Италия и Австрия вооружались против друг друга; Италия строила корабли, скорее противостоящие австрийским, чем способные сражаться с французскими или английскими. Не считая того факта, что Австрия с 1848 года рассматривалась как основной противник, Италия испытывала острое желание оторвать от нее области Триеста и Трентино, географически являвшиеся итальянскими; со своей стороны, Габсбургская империя была вынуждена готовиться остановить подобные устремления своей союзницы и соперницы.


На фото вверху: итальянские дредноуты на маневрах в Ионическом море, весна 1918 г.
Tags: regia marina
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments