Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Итальянский флот в 1900-1921 гг. (часть 2)

Вторая часть заметки Альдо Фраккароли об итальянском флоте начала ХХ века.


Первая мировая война
В 1915 году Италия имела в своем распоряжении многочисленный флот (численность личного состава достигала 40 000 чел.), назначением которого считалось, в частности, улучшение геостратегического положения страны на Адриатике. Итальянское адриатическое побережье мелководно, на нем имеется мало портов; между Венецией и Таранто только Анкона была пригодна для базирования крупных кораблей. Во время Первой мировой войны выдвигались предложения по расширению гавани Бриндизи, чтобы обеспечить ей аналогичные возможности. Все эти порты были уязвимы от атак с моря, что и случилось в первые часы войны (24 мая 1915 г.), когда австро-венгерский флот всеми силами обстрелял прибрежные районы. Восточное побережье Адриатики состоит из бесчисленных островов с глубоководными проходами, в которых австрийские корабли при необходимости могли легко укрыться, а затем неожиданно выйти в открытое море.

Несмотря на то, что, начиная с 1910 г., итальянцы заложили ряд хороших современных эсминцев (6 типа «Индомито» в 1910-1911 гг., 4 типа «Ардито» и «Анимозо» в 1912 г., 8 типа «Пило» в 1913-1914 гг.) и 39 очень удачных прибрежных миноносцев серий PN, OS, AS и RM, в ходе боевых действий против надводных сил австрийцев и «у-ботов» на Средиземном море итальянский флот ощутил нехватку легких кораблей. Итальянский линейный флот, к которому добавилось несколько устаревших британских броненосцев, обеспечил себе превосходство в Адриатическом и Ионическом морях, так что Италия не стала продолжать постройку четырех сверхдредноутов типа «Караччоло», вместо этого загрузив свои верфи строительством скаутов, эсминцев, миноносцев и подводных лодок.

К сожалению, данную кораблестроительную программу сдерживала нехватка стали, бронзы и других материалов. В качестве частичной компенсации недостатка легких кораблей были реквизированы четыре скаута типа «Вифор», строившихся в Неаполе для румынского флота. Был выдан заказ на четыре корабля типа «Леоне», но их не смогли заложить, в частности, из-за нехватки стали, однако было заложено четыре эсминца типа «Сиртори», а также восемь типа «Ла Маса». Также были заказаны четыре эсминца типа «Палестро», четыре типа «Куртатоне», шесть типа «Дженерали» и еще шесть других, но ни один из этих двадцати не был заложен до окончания боевых действий. Приоритет был отдан более мелким единицам: еще 30 прибрежных миноносцев было построено, а заказ на следующие 10 отменили. Во время войны до готовности довели не менее 63 подводных лодок (9 из них большого водоизмещения), а также 3 минных заградителя и 9 катеров для защиты портов. Несколько подводных лодок было получено из Великобритании и Канады, а еще одна, бывшая австрийская, была потоплена, но поднята и отремонтирована.

Однако наиболее характерными итальянскими кораблями того периода были катера типа MAS, спроектированные для действий в качестве торпедных и противолодочных – всего их было построено 299 единиц. К концу войны флот также пополнили 50 катеров американской постройки, но они были крупнее и тихоходнее. После перемирия в строй вошло еще несколько десятков MAS, как итальянских (легких и быстроходных), так и американских проектов, построенных на итальянских и американских верфях. В равной степени для охраны торгового судоходства (в 1916 году Италия имела 684 парохода суммарной вместимостью 1 035 815 нрт и 517 крупных парусных судов общей вместимостью 210 814 нрт) были задействованы 47 рыболовных судов, построенных в Японии и мобилизованных и вооруженных в 1916-1917 гг.; они классифицировались как сторожевые корабли и обозначались номерами с литерой “G” (от итальянского “Giappone” – Япония).

Для обеспечения операций против неприятельских береговых позиций (Карсо, Эрмада и др.) было построено или переоборудовано большое количество мониторов и самоходных плавучих батарей, вооруженных орудиями крупного или среднего калибра – вплоть до 15-дюймовых, созданных для сверхдредноутов типа «Караччоло». Для защиты Венеции, оказавшейся под угрозой австро-германского наступления в октябре-ноябре 1917 г., большое количество лихтеров и барж (включая трофейные австрийские) было переоборудовано в самоходные и даже несамоходные плавучие батареи – в частности, на военно-морской верфи в Венеции. Эти кораблики отважно сражались в каналах и лагунах к востоку от Венеции. Из 57 заложенных тральщиков, большая часть успела войти в строй во время войны. Более того, как можно было ожидать, итальянский флот реквизировал много гражданских судов, часть из которых была переоборудована во вспомогательные крейсера (16 единиц), а другие – в госпитальные суда (13 единиц). Наконец, была собрана прочая мелочь: буксиры, рыболовные катера, яхты, небольшие пароходики – все они были реквизированы, вооружены и использовались для военных нужд в качестве вспомогательных эскортных кораблей, тральщиков и канонерских лодок.

Война 1915-1918 гг. стоила Италии 3 линкоров, 2 броненосных крейсеров, 2 малых крейсеров (еще 2 лидера эсминцев погибли на минах после окончания военных действий), 8 эсминцев, 6 миноносцев, 12 подводных лодок и 12 мобилизованных судов, служивших в качестве мониторов и канонерских лодок. Кроме того, флот потерял 267 самолетов и 7 дирижаблей.
С окончанием войны вплоть до 1921 года флот проводил демобилизацию, однако было продолжено строительство уже заложенных кораблей (1 скаута, 6 эсминцев, 5 подводных лодок, а также более мелких единиц), а также заложены 2 лидера и 10 эсминцев, которые были заказаны, но их строительство не начиналось ввиду нехватки стали и по другим причинам.

Трофеи
В качестве компенсации своих потерь Италия затребовала один линкор типа «Тегетгофф» и один типа «Радецкий» для замены погибших линкоров «Леонардо да Винчи» и «Бенедетто Брин». Эти два линкора итальянскому флоту так и не достались, однако он получил 3 германских легких крейсера, 3 германских и 9 австрийских эсминцев, еще 2 австрийских малых (110-тонных) миноносца вошли в состав итальянской Таможенной гвардии. Кроме того, в состав итальянского флота вошло 62 бывших австрийских и 17 бывших германских малых и вспомогательных кораблей и судов. Танкер – один из 17 судов, построенных в Германии в рамках военных репараций – был заложен после войны (в 1922 г.) и вошел в состав итальянского флота под названием «Урано»; два буксира в числе 62 австрийских судов, захваченных недостроенными в Триесте, также были достроены после войны для итальянского военно-морского флота. Ни одна из подводных лодок не была введена в строй: фактически, все доставшиеся Италии после войны трофейные подлодки (13 австрийских и 10 германских) были сданы на слом.

К концу войны суммарный тоннаж итальянских военных кораблей достигал 450 000 метрических тонн, тогда как французских – около 700 000 тонн. На Вашингтонской международной конференции 1921-1922 гг. Италия добилась паритета с Францией по линейным кораблям (суммарное стандартное водоизмещение 175 000 т) и авианосцам (60 000 т) с обязательством не начинать строительство новых линкоров в течение шести лет. На самом деле, Италии было разрешено сохранить в строю дредноуты «Дориа», «Дуилио», «Кавур», «Чезаре», «Леонардо да Винчи» (затонул в 1916 г., поднят, но так и не был отремонтирован), «Данте»; четыре устаревших корабля «Наполи», «Реджина Елена», «Рома», «Витторио Эмануэле», которые могли оставаться в строю на неограниченный срок, но не могли быть заменены новыми кораблями. В легких силах и подводных лодках Италия не смогла добиться паритета с Францией, несмотря на то, что поначалу казалось, что Франция готова пойти на это. В 1922 г. был заложен эскадренный миноносец «Квинтино Селла» – первый корабль Программы 1922/23 г., первый с момента окончания войны.


На фото вверху: линкор "Данте Алигьери" с прибрежными миноносцами серии PN на рейде Таранто, 1924-1927 гг.
Tags: regia marina
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments