Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Итальянский флот в 1922-1945 гг. (часть 1)

Продолжу переводной ликбез по истории итальянского флота. Третью часть, посвященную периоду между мировыми войнами, писал уже не итальянец, а самый что ни на есть англичанин - Джон Робертс.

Окончание Первой мировой войны и поражение Центральных Держав привели к распаду Австро-Венгерскую империи – главного противника Италии, оставив ее без явной внешней угрозы. В сочетании с финансовым кризисом и послевоенным урезанием расходов это привело к отмене постройки четырех линкоров типа «Караччоло», заложенных в 1915 г., и отказу от ремонта линкора «Леонардо да Винчи». Однако четыре скаута (тип «Леоне») и 14 эсминцев (типов «Палестро», «Куртатоне» и «Дженерали»), заказанных во время войны, но не начавших строиться ввиду нехватки материалов, были заложены в 1919-1922 гг. Флот в это время находился в плачевном состоянии. Морская война на Адриатике велась, главным образом, легкими кораблями, главные силы действовали методом “fleet in being”, и бездействие важнейшей части флота привело к падению морального духа и уровня боевой подготовки. Значительная часть корабельного состава устарела, и хотя имелось пять дредноутов вполне современных проектов и большое число современных скаутов и эсминцев, не было современных крейсеров. Ситуация, правда, несколько улучшилась с получением в 1920 г. трофейных австрийских и германских легких крейсеров.

Колониальные устремления
Политическая нестабильность в самой Италии в первые послевоенные годы привела к тому, что в конце 1922 г. к власти пришли фашисты во главе с Бенито Муссолини. После выборов 1924 года Муссолини систематически подавлял оппозицию и к концу десятилетия превратил Италию из демократической страны в диктатуру. Для военно-морских сил это имело вполне материальное выражение, поскольку Муссолини твердо верил в необходимость превращения Италии в колониальную империю и проводил экономическую политику, предусматривавшую значительные расходы государства на публичные работы и вооружение, что в обязательном порядке предусматривало наличие сильного флота. С другой стороны, политическая ориентация морских офицеров зачастую становилась столь же важна, если не сказать более, чем их профессиональные навыки, что приводило к назначению на командные посты не лучших кандидатов и снижению общего уровня подготовки и лояльности всего офицерского корпуса.

Соперничество с Францией
Главным противником Италии на море стала Франция, конфликт с которой начал разгораться в связи с расширением итальянских североафриканских владений в Ливии. Вступление Италии в Первую мировую войну во многом было продиктовано полученными со стороны Великобритании и Франции обещаниями на расширение этой колонии; Британия в 1925 г. передала часть Египта, но Франция не только отказалась от передачи каких-либо земель, но и усилила контроль над своими владениями в Тунисе, где Италия надеялась на расширение своего влияния. Подобный конфликт интересов усилил военно-морское соперничество между двумя странами: Франция видела в итальянском флоте угрозу своим коммуникациям в Северную Африку, тогда как Италия усматривала во французском флоте прямой вызов своей мощи и устремлениям.

В 1922 г. в Вашингтоне обе страны согласились на паритет по линейным кораблям и крейсерам, но не по легким силам. Италия была готова заключить паритет и по ним, но Франция не соглашалась, аргументируя это необходимостью защиты не только Средиземноморского побережья, но и Атлантического. Поскольку итальянский флот в то время не был равен по силам французскому и нуждался в дополнительной кораблестроительной программе для исправления ситуации, угроза со стороны растущей численности французского миноносного и подводного флотов только усугубила отношения между обеими странами.

Между 1923 и 1933 гг. Италия заложила 18 крейсеров, 36 эсминцев и 49 подводных лодок, тогда как Франция – 14 крейсеров, 46 эсминцев и 55 подводных лодок. Ни одна из стран не была удовлетворена этими цифрами: Италия не смогла добиться паритета, а Франция не обеспечила достаточного резерва для Атлантики. На Лондонской конференции в 1930 г. Франция опять отвергла предложение установить паритет по эсминцам и подводным лодками, а в части последних (на которые Италия была готова наложить полный запрет) собиралась существенно расширить свою кораблестроительную программу. Это снова поставило под серьезную угрозу способность Италии соперничать, и обе страны в ультимативной форме отказались ратифицировать договор. В определенной мере, эти политические пререкания носили академический характер, поскольку Великая Депрессия серьезно сократила возможности расходовать деньги на вооружение, и между 1932 и 1936 гг. военное кораблестроение свелось к легким силам. Отчасти это предшествовало возвращению к строительству линкоров, дороговизна которых ограничивала расходы на меньшие корабли. В 1933 г. Италия начала реконструкцию двух линкоров типа «Кавур» – переоборудование их из кораблей, находящихся на нижней границе боевой ценности в современные первоклассные линкоры, – а в следующем году стартовали работы на двух новых линкорах типа «Литторио». Для Франции это являлось серьезной угрозой и вынудило дать ответ в виде  линкоров типа «Ришелье». Однако, к тому времени противостояние Италии с Францией на время остыло, поскольку Муссолини нашел новую область для экспансии – Абиссинию.


На снимке вверху: линкоры-дредноуты и эсминцы типа "Ла Маса" не маневрах, 1923 г.
Tags: regia marina
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments