Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Итальянский флот в 1922-1945 гг. (часть 3)

Третья, предпоследняя, часть обзора Джона Робертса про итальянский флот кануна Второй мировой войны.



Вторая мировая война
Несмотря на имевшееся на бумаге преимущество, итальянские стратегические воззрения базировались на необходимости держать свой флот нетронутым так долго, насколько возможно. Флоту отводилась пассивная роль по защите линий снабжения в Северную Африку, а ядру линейного флота было приказано избегать столкновений с британцами по собственной инициативе. Таким образом, линейный флот играл сугубо оборонительную роль в Центральном Средиземноморье, где ему обеспечивалось прикрытие самолетами берегового базирования, тогда как активные действия были возложены на авиацию и подводные лодки. Эффективность итальянской авиации была, однако, сильно преувеличена. Ее основными методами атаки были высотное бомбометание и атаки торпедоносцев. Первый оказался слишком неточным, чтобы быть эффективным, второй, хотя и более успешный, вынуждал самолет лететь низко и прямо, делая его идеальной мишенью для зениток, которые оказывались почти бесполезными против целей, маневрирующих на большой высоте. Подводные лодки оказались не более успешными: потери в первые месяцы войны были тяжелыми и продолжали оставаться такими и далее.

Первым морским сражением с участием крупных кораблей стала битва при Калабрии, в которой линкоры «Чезаре» и «Кавур» с 16 крейсерами противостояли 3 британским линкорам и 5 крейсерам, когда последние осуществляли прикрытие конвоя. Поначалу, обнаружив британский флот, итальянцы игнорировали приказ не вступать в бой, а пытаться отогнать англичан от конвоя и навести под удар итальянской авиации. К сожалению, почти сразу «Чезаре» был поражен снарядом, удачно выпущенным «Уорспайтом» с дистанции 24 км. Итальянцы отвернули и отошли, хотя не факт, что это стало прямым следствием попадания. Какой бы ни была причина, цель была достигнута, и имевший место отход соответствовал принятой доктрине. Как и планировалось, итальянская авиация появилась на сцене, как только корабли покинули ее, и атаковала британский флот, однако не только не смогла добиться ни одного попадания во вражеские корабли, но еще и бомбила свои. Сражение показало, что британцы имеют существенное превосходство в боевом духе и еще более утвердились в регулярно повторявшемся мнении, что итальянцы предпочитают удирать, а не драться. Это было несправедливым обвинением, поскольку итальянцы вполне доказали способность сражаться с той же отвагой, как и любой другой из противников. Их реальными недостатками была слабость стратегического мышления, идущая с самого верхнего уровня, и продемонстрированное многими офицерами нежелание использовать благоприятную возможность для атаки, если это противоречило имеющимся приказам. Имелся и ряд менее значимых проблем, включая и то, что итальянцы вступили в войну, не имея достаточного боевого опыта, ведь их линкоры не участвовали в боях с самой Лиссы в 1866 г.; при том, что англичане, со своей стороны, воевали уже почти год, что давало им преимущество, которое не так просто быстро приобрести, а также высоко развили искусство ведения крупных морских сражений на основании богатейшего опыта, полученного при Ютланде в 1916 г.

Может показаться, что Муссолини желал оставить свой флот нетронутым, чтобы сохранить его мощь к тому моменту, как война закончится. Исходя из этих соображений, лучшим вариантом для Италии было завоевать господство на море в первые месяцы войны. В августе-ноябре 1940 г. итальянский флот превосходил британский по численности, состоял из более современных кораблей и имел тактическое преимущество в виде более быстроходных линкоров. Хорошо спланированные действия в это время могли принести успех на море, за которым последовала бы победа в Северной Африке. Вместо этого их корабли были застигнуты врасплох в Таранто, где 11 ноября 1940 г. торпедоносцы с авианосца «Илластриес» (одно из полученных британским флотом пополнений) потопили линкор «Кавур» и тяжело повредили «Литторио» и «Дуилио». За этим, 28 марта 1941 г., последовала битва при Матапане, в ходе которой единственный оставшийся боеспособным линкор «Витторио Венето» был торпедирован и поврежден, а три из мощных крейсеров типа «Зара», самые важные корабли итальянского флота, после линкоров, были потеряны. Если бы старая истина, что нападение есть лучшая форма обороны, и могла была реализована итальянским верховным командованием, они утратили свой шанс сделать это и в дальнейшем не предпринимали попыток установить полный контроль над Средиземным морем.

Вскоре после Матапана битвы за Грецию и Крит нанесли тяжелые потери британскому флоту, а в декабре 1941 г. «Куин Элизабет» и «Вэлиент» были потоплены в Александрии итальянскими человекоуправляемыми торпедами. Все это почти нейтрализовало оба флота, активно действовавших в 1940-1941 гг., и положило начало периоду, когда итальянцы пытались прервать снабжение Мальты, а англичане – остановить снабжение Северной Африки. В ходе этих действий, а также множестве небольших столкновений по всему Средиземному морю, итальянский флот показал свой настоящий боевой дух, хотя баланс успехов очень сильно склонялся в сторону союзников. Итальянские эсминцы и эскортные корабли провели много очень жестоких боев, прикрывая охраняемые суда, и потери на пути в Северную Африку были чрезвычайно тяжелыми. В этой войне на истощение потеряли много боевых кораблей, торговых судов, людей и материалов, однако способность Италии возместить эти потери была ограниченной, и ее шансы на продолжение войны неуклонно снижались.

С 1941 года немцы все больше и больше брали на себя бремя войны на Средиземноморье, а с вторжением союзников в Северную Африку в ноябре 1942 г. у итальянского флота практически пропали возможности воздействовать на обстановку. Противодействие, как такое обычно бывает на непопулярной войне, в 1943 г. возросло и привело к падению Муссолини и капитуляции Италии в сентябре. Основная часть флота сдалась союзникам вскоре после этого, и хотя некоторые корабли служили на стороне союзников, большинство остаток войны пребывало в бездействии. Реакцией немцев стала незамедлительная оккупация Италии, и в их руки попало большое число итальянских кораблей, поскольку военное кораблестроение и судоремонт во избежание налетов авиации союзников производились в основном на северных верфях.


На фото вверху: тяжелый крейсер "Тренто" и эсминец "Леджонарио" в марте 1941 г.
Tags: regia marina, Вторая мировая война
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments