Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Их Лордства и губозакаточная машинка

Почитываю книгу Нормана Фридмана про британские крейсера, не перестаю открывать для себя новые горизонты. Сейчас как раз занимаюсь послевоенными модернизациями. Должен сказать, наполеоновские планы в отношении кораблестроительных программ строили не только лимитрофы типа Польши или Румынии. Для тех, кто не в курсе, скажу: поляки по программе 1930 года планировали завести себе 3 линкора, 3 крейсера, 18 эсминцев и 18 субмарин.
Гордые британцы, конечно же, были скромнее. Тем интереснее прослеживать, как ужимались их аппетиты.

В марте 1944 г. премьер-министр У. Черчилль дал указание Совету Адмиралтейства начать планирование послевоенного облика Королевского флота. По мнению Их Лордств, структура будущих военно-морских сил должна была включать заморские станции и мобильные оперативные соединения, способные быстро прибыть в угрожающие районы. Каждое из оперативных соединений должно было состоять из четырех авианосцев с легким крейсером при каждом, двух линейных кораблей с тяжелым крейсером при каждом, а также необходимого числа эскадренных миноносцев со своими крейсерами для поддержки. Таких соединений следовало иметь два: одно в метрополии и одно – на Средиземном море, в готовности к отправке на Дальний Восток в случае необходимости. Кроме того, силы местных командований в метрополии и на Дальнем Востоке должны были иметь по два авианосца с легким крейсером при каждом. Еще восемь крупных и восемь малых крейсеров должны были находиться в составе Резервного флота. С учетом кораблей, обеспечивающих защиту коммуникаций, общая потребность военно-морских сил определялась в 30 больших и 34 малых крейсеров.

Здесь хотелось бы напомнить, что к концу войны Королевский флот имел 45 более-менее современных крейсеров (т.е. без старого хлама типа "Елизаветинцев", "С", "D" и "Е"):
10 тяжелых "каунти";
5 типа "Линдер",
2 типа "Аретьюза",
6 типа "Таун" во всех его модификациях,
11 типа "Дидо" с модификациями,
11 типа "Фиджи" и прочие там "Уганды".
Кроме того, находилось в постройке или готовились к закладке еще 9 крейсеров (3 типа "Тайгер" и 6 типа "Нептун" - последние так и не были заложены, но тогда Их Лордства этого еще не предвидели).

Уже в 1948 году сложное финансовое положение и нехватка личного состава (надо отметить, что после реализации планов общая численность ЛС флота должна была составить 220 тыс. чел., тогда как перед самой войной составляла всего 138 тыс.) заставили вывести в резерв львиную долю крупных кораблей. К концу года в кампании находилось всего 16 крейсеров, еще 2 использовались в качестве учебных и опытовых кораблей.

Их Лордствам пришлось согласиться на ограничение состава флота всего двумя оперативными соединениями, каждое из которых должно было состоять из двух эскадр: тяжелой, построенной по принципу знаменитого Соединения «Н» времен войны, и легкой, аналогичной миноносным силам Флота метрополии, прикрывавшим арктические конвои. Для обеспечения контроля коммуникаций Адмиралтейство по-прежнему считало необходимым содержание четырех заморских станций: Южно-Атлантической, Ост-Индской, Тихоокеанской – с четырьмя крейсерами на каждой – и Африканской – с двумя.

В феврале 1948 г. был принят так называемый «Девятилетний план», предусматривавший провести к 1957 году обширную модернизацию 20 наиболее современных крейсеров: 8 типа «Дидо» и 12 лучших «шестидюймовых». В 1949 году общее число сократили до 18, включив в него три строившихся корабля типа «Тайгер», а еще через пару лет – до четырнадцати.

А дальше пошел обвал:

В 1950 году Королевский флот имел 15 крейсеров в строю и 12 в резерве;

На 1 июля 1952 г. в строю оставалось 13 крейсеров, еще один («Камберленд») использовался в качестве опытового судна и 10 находилось в резерве.

В июле 1954 г. приняли решение о списании кораблей, находившихся в резерве низших категорий, включая все крейсера типа «Дидо».

В мае 1955 г. принимается решение сократить к 1965 году число боеготовых надводных кораблей размером от крейсера и выше, но исключая авианосцы (кстати, единственным не-авианосцем-крупнее-крейсера оставался линкор «Вэнгард»), с 13 единиц до 6.

В 1958 году в строю оставалось всего 8 крейсеров: по два в составе Флота метрополии и Средиземноморского флота, два – на Дальнем Востоке и по одному на Ост-Индской и Южно-Атлантической станциях.

Tags: royal navy, британские крейсера, послевоенный период
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments