Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Престон о броненосцах типа «Бородино»

Продолжаем обсуждение «Худших кораблей мира». Вот мы и добрались до самой больной для любого, уважающего себя, российского шиплавера темы – броненосцев типа «Бородино». Что характерно – их оценка у Престона занимает места едва ли не больше, чем по любому другому типу кораблей, упомянутых в книге. На мой взгляд, оценка эта вполне взвешенная и непредвзятая. Как обычно, попытаюсь передать основные выводы автора близко к тесту.

Графика Александра Дашьяна

В проекте «Бородино» отразились все регрессивные тенденции военного кораблестроения конца XIX века, особенно, избыточное число легких орудий, отнимавших на свою защиту слишком много веса. Этим грешили не только русские; все страны готовились к морским боям на дистанциях, едва превышавших таковые во времена парусных флотов. Многие историки пытаются объяснить это глупостью адмиралов, противившихся переменам, однако это не так. Увеличение дистанций боя стало возможным только благодаря двум факторам: улучшению качества метательных порохов в последней декаде XIX века и увеличению длины стволов орудий, когда промышленность смогла их производить.

Британский анализ опыта русско-японской войны и Цусимского сражения в частности основывался на докладах британских наблюдателей при японском флоте, имевших свободный доступ как к японским кораблям, так и к захваченным трофеям. В сете этого тот факт, что сами японцы в то время не публиковали никаких сведений, не имел значения.

Первым уроком стало определяющее значение превосходства в скорости. При Цусиме японцы впервые обладали им в полной мере. Один наблюдатель сообщал, что Балтийский флот шел со скоростью не более 9 узлов. Старые корабли находились в плохом состоянии, а длительное плавание вызвало серьезное обрастание корпусов, что привело к падению скорости на целых 3 узла.

Хотя японцы развили удивительную [в оригинале “prodigious”, что можно перевести и как “чрезмерную”] скорострельность и открыли огонь с огромной по тем временам дистанции 3,5 мили, едва ли хоть одно попадание было достигнуто с такого расстояния. Только когда дистанция сократилась и величина изменения расстояния (ВИР) уменьшилась появилось достаточное количество попаданий, а в последней фазе боя деморализованные русские оказались в мясорубке. Обе стороны использовали примитивные приборы управления огнем: 4,5-футовые дальномеры Барра и Струда на японских кораблях и телескопические прицелы Крылова на поздних русских (хотя на новейших тоже стояли дальномеры Барра и Струда).

У русских при Цусиме были очень плохие взрыватели: не взорвались 8 из 24 попавших в японские корабли 12-дюймовых снарядов и 28 из 81 меньшего калибра. С другой стороны, у японцев были проблемы противоположного свойства: их снаряды, начиненные пикриновой кислотой Шимозы, иногда разрывались в стволах орудий, а также взрывались при малейшем касании поверхности, до того, как пробивали броню.

Поскольку русские корабли были перегружены, они почти не получали попаданий в бронепояс. Никто из русских с захваченных кораблей или уцелевших с потопленных кораблей ни разу не сообщил о пробитии брони. Как ни удивительно, вряд ли хоть один японский снаряд пробил русскую броню толщиной в 6 дюймов и более, хотя гибель большого числа кораблей при Цусиме даем меньше возможностей для анализа, чем итоги боя 10 августа 1904 г. Однако броневой пояс «Орла» определенно не был пробит, хотя один 12-дюймовый снаряд поразил его 5,75-дюймовый пояс у носовой кромки. По показаниям уцелевших, не был пробит и пояс «Князя Суворова».

Имелись проблемы с подкреплениями пояса. В бою 10 августа 1904 г. родна 10-дюймовая бронеплита на «Цесаревиче» была смещена, что привело к течи. На «Орле» у одной из плит лопнуло пять из восьми крепежных болтов. Он, предположительно, получил пять попаданий 12-дм снарядов, два 10-дм, девять 8-дм и 39 меньшего калибра с обеих сторон.

Надо отметить плохую конструкцию боевых рубок. При Цусиме находящиеся в боевой рубке «Орла» получили ранения осколками, проникавшими через смотровые щели. Таким же образом в самом начале боя в боевой рубке «Князя Суворова»был ранен адмирал Рожественский. Очевидно, такая защита была иллюзорной. Можно заметить, что в Первую мировую войну на линкорах Королевского флота боевыми рубками почти не пользовались, поэтому после войны от них отказались.

При Цусиме пожары вывели из строя большинство русских броненосцев еще до того, как они утратили плавучесть. Пожары боеприпасов были обычным явлением, однако только «Бородино» погиб от взрыва погреба. Уцелевшие отмечали эффект от пожаров, вызванных многочисленными попаданиями малокалиберных снарядов. Аварийные партии несли тяжелые потери, а осколки перебивали пожарные шланги, из-за чего небольшие очаги возгорания сливались в обширные пожары.

Уцелевшие русские говорили и об утрате управления, вызванной как потерями среди офицеров, так и уничтожением средств межкорабельной (сигнальные флаги) и внутрикорабельной (переговорные трубы) связи, а выход на палубу был почти невозможен из-за осколков. Осколки также вызывали многочисленные пробоины выше ватерлинии, которые невозможно было заделывать, что вело к постепенному скапливанию воды над броневой палубой, к которой добавлялась вода, хлещущая из разорванных пожарных шлангов.

У броненосцев типа «Бородино», спроектированных под французским влиянием, центр тяжести располагался высоко, в связи с чем остойчивость резко падала при получении боевых повреждений. Продольная переборка в машинном отделении создавала дополнительную опасность при неравномерном их затоплении. На «Императоре Александре III» затопление слабо защищенных оконечностей привело к потере остойчивости.
Tags: "Худшие корабли мира", Русский флот, военно-морская техника, отечественные линкоры, отечественный флот, русско-японская война
Subscribe

Posts from This Journal “отечественный флот” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 45 comments

Posts from This Journal “отечественный флот” Tag