Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Китайские торпедные катера (ч.1)

Обсуждение заметки об атаке китайскими торпедными катерами японского крейсера "Идзумо" дало понять, что многи не читали (или читали, но не помнят) старую статью Алексея Пастухова о китайских торпедных катерах, вышедшую в "Морской кампании" в 2010 году. Посему начну понемногу ее выкладывать, снабжая имеющимися фотографиями - благо, их за десять лет поднакопилось.


Торпедные катера типа MAS флота Гуандуна (рисунок современного китайского художника)

После Синьхайской революции 1911 г. Китай был разорван на части длительными кровопролитными гражданскими войнами. Местные милитаристы, происходившие из бывших цинских сановников и генералов, быстро создали собственные вооруженные силы на базе провинциальных армий и начали войну друг с другом, устраивая временные коалиции. В войну вмешались иностранные государства – Фэн Юйсян и Чан Кайши получали помощь от СССР, Чжан Цзолинь и Чжан Цзунчан – от Японии, собственно китайские интересы выражал У Пэйфу. Блоки создавались и распадались, население массами мобилизовывалось в армию и на военные работы, гигантские полчища плохо вооруженных и практически не снабжаемых солдат грабили все вокруг.

В этих условиях было очень трудно создать современные вооруженные силы, способные обеспечить территориальную целостность объединенного Китая и пресечь агрессию иностранных держав. Тем не менее, каждый милитарист стремился усилить собственную армию. Так, Чжан Цзунчан, убедившийся в эффективности бронепоездов, всячески развивал этот род войск, его покровитель Чжан Цзолинь закупал танки «Рено FT», а южные милитаристы уже с 1921 г. обратили внимание на усиление своего флота – например, военно-морские силы провинции Гуандун приобрели в Италии два скоростных катера – MAS-226 и MAS-227. Именно они и стали первыми в Китае торпедными катерами современного типа.

Итальянский торпедный катер MAS-230 типа "Orlando 12-тоный" - к этому е типу относились переданные Китаю MAS-226 и MAS-227

Катера были построены фирмой «Орландо» по проекту Луиджи Орландо в 1918 г. и до передачи успели послужить в составе итальянского флота. Они относились к так называемой «группе А» и являлись типичными представителями многочисленного семейства итальянских «москитов» периода Первой мировой войны. Они имели деревянные круглоскулые корпуса, оснащались двумя бензиновыми моторами и вооружались двумя 450-мм торпедами и двумя-тремя пулеметами винтовочного калибра. По прибытию в Китай катера получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». «Куай» не было названием катера в прямом смысле слова – по-китайски куайтин означает просто «скоростной катер». Таким образом, с самого своего появления в Китае катера стали получать номера вместо названий, следуя в этом за общемировой практикой.

По всей видимости, боевые и эксплуатационные качества итальянских «москитов» понравились китайцам, поскольку пришедший в 1931 г. к власти в Гуандуне милитарист Чэнь Цзитан продолжил заказ торпедных катеров в этой стране. На этот раз фирме «Бальетто» было заказано два катера новейшего типа MAS-431, получивших названия «Куай-3» и «Куай-4». Командиром катера «Куай-3» стал лейтенант Чэнь Юйдянь, а «Куай-4» – лейтенант Дэн Хуагун.

Итальянский торпедный катер MAS-432 - к этому типу относились два катера, переданных флоту Гуандуна


Торпедный катер "Куай-3"

В 1933 г. ВМС Гуандуна заказали скоростные торпедные катера в Англии. Их строила фирма «Торникрофт», специализировавшаяся на выпуске малых быстроходных судов (строительные номера 2269 и 2270). Стоимость каждого составила 50 тысяч гонконгских долларов. Они являлись модификацией широко распространенного «55-футового» типа периода Первой мировой войны – имели деревянный реданный корпус и желобные торпедные аппараты кормового сброса. Один из них (№2270) на испытаниях на Темзе в ноябре 1933 г. развил 43 уз.

Торпедный катер "Куай-1" фирмы "Торникрофт"

Катера прибыли в Гуанчжоу (Кантон) в январе 1934 г., и получили наименования «Куай-1» и «Куай-2». Соответственно, старые итальянские катера с аналогичными номерами были исключены из состава флота. Командиром «Куай-1» стал лейтенант Дэн Вэньгуан, «Куай-2» – лейтенант Май Шияо, а командиром сформированного из торпедных катеров английской и итальянской постройки дивизиона – коммодор Лян Каннянь.

Впоследствии «Куай-1» был выведен из состава ВМС Гуандуна и переподчинен центральному правительству в Нанкине, поэтому в 1936 г. во время мятежа генерала Чэнь Цэ против Чэнь Цзитана, инспирированного центральным правительством, ушел в Гонконг вместе с «Куай-4», где оба были разоружены британскими властями. До тех пор, пока Чэнь Цзитан в июле 1936 г. не покинул свой пост, катера оставались в Гонконге, а затем вернулись в Гуанчжоу.

Таким образом, первопроходцами в создании современного «москитного флота» в Китае стали военно-морские деятели Гуандуна, в большинстве своем принадлежавшие к так называемой «клике Минь» – так именовались офицеры, происходившие преимущественно из Гуандуна, Фуцзяни и Чжэцзяна и получившие образование в крупном военно-морском центре конца периода Цин – училище в Мавэй. Пронизанная сложившимися с 1860-х годов традициями и возглавляемая офицерами, прошедшими японо-китайскую войну 1894-1895 гг., эта клика была очень влиятельной и сильной – достаточно сказать, что Центральный флот Китайской Республики, а также 1-я и 2-я эскадры полностью контролировались выпускниками Мавэя. Осознание своего исключительно положения, сильные политические позиции (например, одним из президентов Китайской Республики был бывший офицер броненосца «Динъюань» Ли Юаньхун) и большие претензии на верховенство в Гоминьдане делали клику Минь весьма сложным партнером для строительства общекитайских ВМС.
Tags: Китай, катера
Subscribe

Posts from This Journal “Китай” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments