Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Китайские торпедные катера (ч.4)

Завершающая часть статьи Алексея Пастухова о китайских торпедных катерах.

К моменту расформирования Минно-Торпедной школы в строю оставалось 12 торпедных катеров: 9 британской постройки (дивизионы «Янь Гаоцин» и «Вэнь Тяньсян» в полном составе и «Ши-223» – единственный уцелевший из дивизиона «Ши Кэфа») и 3 немецкой (дивизион «Юэ Фэй»). В июле 1938 г. их перебросили по железной дороге на Янцзы, где свели во флотилию Главного Штаба ВМФ, которая сразу же включилась в боевые действия на реке.

К тому времени японские войска сконцентрировались в районе устья Хукоу – протоки, соединяющей Янцзы с озером Поянху, и начали массовое строительство плавсредств для форсирования озера и дальнейшего наступления на запад. Китайское командование приняло решение задействовать катера для уничтожения этих плавсредств.
14 июля «Вэнь-93» при атаке японских кораблей в Хукоу был обстрелян японскими канонерками «Тоба» и «Сэта» и получил повреждения. Следующая атака производилась катерами «Ши-223» и «Юэ-253» в ночь с 15 на 16 июля 1938 г. Но и она закончилась неудачей – китайские солдаты уже устроили препятствия для того, чтобы преградить путь японскому десанту. Собственные заграждения помешали катерам выполнить задачу.

27 июля при выходе в атаку в Хукоу «Ши-223» попал в противоминную сеть, поставленную сухопутными войсками, получил пробоину, повредил моторы и затонул.

1 августа «Юэ-22» был потоплен японской авиацией в Цзяньчунь (провинция Хубэй). В сентябре 1938 г. «Юэ-253» и «Юэ-371» ушли вверх по Янцзы в Саньдоупин (в уезде Ваньсянь, провинция Сычуань), где несли патрульную службу до конца войны. Для выполнения данной функции с катеров сняли торпедные аппараты и установили дополнительные пулеметы.

В конце октября 1938 г. погибли все катера военно-морских Гуандуна – японские самолеты массированно бомбили корабли, находившиеся у форта Хумэнь. 23 октября «Куай-2» попал под пулеметный обстрел на траверзе Хумэнь и после попадания пули в бензобак загорелся и полностью сгорел. 24 октября были расстреляны и взорваны «Куай-1» и «Куай-4», на следующий день в открытом море у Шицзы был подожжен и затонул «Куай-3». Примерно в то же время катер «Янь-92», находясь у Саньшуй, был окружен тремя японскими канонерскими лодками и захвачен без единого выстрела. Японцы отправили трофей в Японию для изучения.

Торпедный катер "Янь-92", захваченный японцами: погрузка на судно для перевозки в Японию


Торпедный катер "Янь-92" на борту японского судна


Торпедный катер "Янь-92" на испытаниях в Японии. Боевая рубка переделана.

1 апреля 1939 г. флотилия торпедных катеров была расформирована. Катера английской постройки были отправлены в Учжоу в Гуандуне, чтобы присоединиться к объединенной эскадре провинций Гуандун и Гуанси. Из девяти оставшихся единиц в сентябре 1939 г. были сформированы два дивизиона в составе сил береговой обороны, а через некоторое время вместо номеров катера получили имена – «Чэнгун», «Тяньсян», «Чжуанмоу», «Уму», «Цзигуан», «Тинби», «Кэфа», «Шичан», «Гаоцин». К сожалению, поставить их в соответствие с прежними номерами не представляется возможным.

По традиции, унаследованной с наименований дивизионов, сами катера также были названы в честь выдающихся китайских деятелей:
минского флотоводца Чжэн Чэнгуна (1624-1662), воевавшего против маньчжуров;
сунского ученого Вэнь Тяньсяна, участника антимонгольского сопротивления;
государственного деятеля и полководца эпохи Троецарствия Гуань Юя (?-219), носившего титул Чжуанмоу-хоу;
сунского полководца Юэ Фэя, носившего титул Уму, сражавшегося против чжурчжэней;
минского полководца Ци Цзигуана (1528-1587), разгромившего и изгнавшего японских пиратов;
народного героя Сюн Тинби (1569-1625), участника борьбы с маньчжурами;
минского военачальника Ши Кэфа, участника антиманьчжурской борьбы;
цинского адмирала Дэн Шичана (1849-1894), геройски погибшего в бою против японцев;
танского государственного деятеля Янь Гаоцина, боровшегося против мятежа Ань Лушаня.
В сентябре 1944 г. японцы начали успешное наступление против войск Гоминьдана и вошли в Учжоу (провинция Гуанси). Поскольку мелководье не позволяло отвести суда, то Главный Штаб речной обороны вынужден был приказать уничтожить все корабли. Пять из девяти катеров были затоплены в Шилун, оставшиеся – в Лючжоу.

После окончания войны большие катера «Юэ-253» и «Юэ-371» вернулись в Нанкин, где были зачислены в состав 2-го дивизиона береговой обороны. В скором времени они сменили свои номера на «Куай-101» и «Куай-102».

23 апреля 1949 г. один из этих катеров (возможно, это был «Куай-101») сдался коммунистам вместе с другими кораблями 2-го дивизиона береговой обороны и стал первым торпедным катером ВМФ КНР. Катер был переименован в «Хайцзин» и был переоборудован в патрульный. В 1963 г. он был исключен из списков флота. Правда, есть версия, что это был другой катер – «Куай-102», и что он прослужил в ВМФ КНР до 1970 г.

Судьба второго катера остается неизвестной. Возможно, он был потоплен во время гражданской войны 1946-1949 гг.
Tags: Китай, катера
Subscribe

  • R.I.P. Ваше Высочество

    Его Высочество принц Филипп был настоящий боевой офицер. 1940 - после окончания Королевского военно-морского колледжа в чине мидшипмэна…

  • "Дюкень" и "Турвиль" как худшие корабли мира

    «Худшие корабли мира» добрались до первых французских тяжелых крейсеров типа «Дюкень». Чем же они не угодили мистеру…

  • Корабль пустыни

    Зело забавный ракурс французского ракетного крейсера "Кольбер" в Суэцком канале. Утянул из ВК.

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments