К моменту расформирования Минно-Торпедной школы в строю оставалось 12 торпедных катеров: 9 британской постройки (дивизионы «Янь Гаоцин» и «Вэнь Тяньсян» в полном составе и «Ши-223» – единственный уцелевший из дивизиона «Ши Кэфа») и 3 немецкой (дивизион «Юэ Фэй»). В июле 1938 г. их перебросили по железной дороге на Янцзы, где свели во флотилию Главного Штаба ВМФ, которая сразу же включилась в боевые действия на реке.
К тому времени японские войска сконцентрировались в районе устья Хукоу – протоки, соединяющей Янцзы с озером Поянху, и начали массовое строительство плавсредств для форсирования озера и дальнейшего наступления на запад. Китайское командование приняло решение задействовать катера для уничтожения этих плавсредств.
14 июля «Вэнь-93» при атаке японских кораблей в Хукоу был обстрелян японскими канонерками «Тоба» и «Сэта» и получил повреждения. Следующая атака производилась катерами «Ши-223» и «Юэ-253» в ночь с 15 на 16 июля 1938 г. Но и она закончилась неудачей – китайские солдаты уже устроили препятствия для того, чтобы преградить путь японскому десанту. Собственные заграждения помешали катерам выполнить задачу.
27 июля при выходе в атаку в Хукоу «Ши-223» попал в противоминную сеть, поставленную сухопутными войсками, получил пробоину, повредил моторы и затонул.
1 августа «Юэ-22» был потоплен японской авиацией в Цзяньчунь (провинция Хубэй). В сентябре 1938 г. «Юэ-253» и «Юэ-371» ушли вверх по Янцзы в Саньдоупин (в уезде Ваньсянь, провинция Сычуань), где несли патрульную службу до конца войны. Для выполнения данной функции с катеров сняли торпедные аппараты и установили дополнительные пулеметы.
В конце октября 1938 г. погибли все катера военно-морских Гуандуна – японские самолеты массированно бомбили корабли, находившиеся у форта Хумэнь. 23 октября «Куай-2» попал под пулеметный обстрел на траверзе Хумэнь и после попадания пули в бензобак загорелся и полностью сгорел. 24 октября были расстреляны и взорваны «Куай-1» и «Куай-4», на следующий день в открытом море у Шицзы был подожжен и затонул «Куай-3». Примерно в то же время катер «Янь-92», находясь у Саньшуй, был окружен тремя японскими канонерскими лодками и захвачен без единого выстрела. Японцы отправили трофей в Японию для изучения.


Торпедный катер "Янь-92", захваченный японцами: погрузка на судно для перевозки в Японию

Торпедный катер "Янь-92" на борту японского судна

Торпедный катер "Янь-92" на испытаниях в Японии. Боевая рубка переделана.
1 апреля 1939 г. флотилия торпедных катеров была расформирована. Катера английской постройки были отправлены в Учжоу в Гуандуне, чтобы присоединиться к объединенной эскадре провинций Гуандун и Гуанси. Из девяти оставшихся единиц в сентябре 1939 г. были сформированы два дивизиона в составе сил береговой обороны, а через некоторое время вместо номеров катера получили имена – «Чэнгун», «Тяньсян», «Чжуанмоу», «Уму», «Цзигуан», «Тинби», «Кэфа», «Шичан», «Гаоцин». К сожалению, поставить их в соответствие с прежними номерами не представляется возможным.
По традиции, унаследованной с наименований дивизионов, сами катера также были названы в честь выдающихся китайских деятелей:
минского флотоводца Чжэн Чэнгуна (1624-1662), воевавшего против маньчжуров;
сунского ученого Вэнь Тяньсяна, участника антимонгольского сопротивления;
государственного деятеля и полководца эпохи Троецарствия Гуань Юя (?-219), носившего титул Чжуанмоу-хоу;
сунского полководца Юэ Фэя, носившего титул Уму, сражавшегося против чжурчжэней;
минского полководца Ци Цзигуана (1528-1587), разгромившего и изгнавшего японских пиратов;
народного героя Сюн Тинби (1569-1625), участника борьбы с маньчжурами;
минского военачальника Ши Кэфа, участника антиманьчжурской борьбы;
цинского адмирала Дэн Шичана (1849-1894), геройски погибшего в бою против японцев;
танского государственного деятеля Янь Гаоцина, боровшегося против мятежа Ань Лушаня.
В сентябре 1944 г. японцы начали успешное наступление против войск Гоминьдана и вошли в Учжоу (провинция Гуанси). Поскольку мелководье не позволяло отвести суда, то Главный Штаб речной обороны вынужден был приказать уничтожить все корабли. Пять из девяти катеров были затоплены в Шилун, оставшиеся – в Лючжоу.
После окончания войны большие катера «Юэ-253» и «Юэ-371» вернулись в Нанкин, где были зачислены в состав 2-го дивизиона береговой обороны. В скором времени они сменили свои номера на «Куай-101» и «Куай-102».
23 апреля 1949 г. один из этих катеров (возможно, это был «Куай-101») сдался коммунистам вместе с другими кораблями 2-го дивизиона береговой обороны и стал первым торпедным катером ВМФ КНР. Катер был переименован в «Хайцзин» и был переоборудован в патрульный. В 1963 г. он был исключен из списков флота. Правда, есть версия, что это был другой катер – «Куай-102», и что он прослужил в ВМФ КНР до 1970 г.
Судьба второго катера остается неизвестной. Возможно, он был потоплен во время гражданской войны 1946-1949 гг.
После окончания войны большие катера «Юэ-253» и «Юэ-371» вернулись в Нанкин, где были зачислены в состав 2-го дивизиона береговой обороны. В скором времени они сменили свои номера на «Куай-101» и «Куай-102».
23 апреля 1949 г. один из этих катеров (возможно, это был «Куай-101») сдался коммунистам вместе с другими кораблями 2-го дивизиона береговой обороны и стал первым торпедным катером ВМФ КНР. Катер был переименован в «Хайцзин» и был переоборудован в патрульный. В 1963 г. он был исключен из списков флота. Правда, есть версия, что это был другой катер – «Куай-102», и что он прослужил в ВМФ КНР до 1970 г.
Судьба второго катера остается неизвестной. Возможно, он был потоплен во время гражданской войны 1946-1949 гг.