Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Престон о "карманных линкорах"

Уж кто-кто, а германские «карманные линкоры» просто обязаны были появиться в «Худших кораблях мира». На мой взгляд, оценка, данная им мистером Престоном, является типичной для данной книги: вроде бы справедливой, но сумбурной и непоследовательной, а отчасти и банальной. Во всяком случае, первая серьезная публикация по «карманным линкорам» на русском языке – работа Владимира Кофмана, вышедшая в «Морской коллекции» в 1997 году (за пять лет до книги Престона!) – по части оценки проекта представляется более взвешенной и «продвинутой».

Судьба «Адмирала графа Шпее» и скудные успехи его систершипов «Адмирала Шеера» и «Лютцова» подчеркнули все пороки стратегии Редера. Несмотря на превозносимые пропагандой достоинства и близкую к истерике реакцию британской “популярной” прессы, «карманники» были слишком дорогими и перевооруженными тяжелыми крейсерами с весьма умеренной скоростью и защитой уровня легкого крейсера. Для борьбы с британским коммерческим судоходством они оказались слишком дорогими, а использование в роли рейдеров переоборудованных торговых судов (вспомогательных крейсеров) оказалось намного более успешным. Их использование в роли квази-линкоров оказалось провальным – в декабре 1942 г. «Лютцов» и тяжелый крейсер «Адмирал Хиппер» были отогнаны от конвоя эсминцами эскорта. [Тут Престон явно перегибает палку: еще не известно, что стало бы с конвоем, если бы не своевременное вмешательство «Шеффилда» и «Ямайки»]

Хорошо отработанная Адмиралтейством тактика «расщепления» управления огнем «карманника» очень хорошо сработала при Ла-Плате. Любопытно, что в начале 1939 года «Эксетер» сам изображал panzerschiff на маневрах. После затопления «Графа Шпее» главный конструктор британского флота Стэнли Гудолл записал в дневнике: “Я всегда говорил, что с ним [«карманником»] может справиться парочка «Каунти»”.

Проект был хорош и содержал множество инноваций, но реальное стандартное водоизмещение в 11 700 тонн показало, что немецкая изобретательность не позволила обойти законы физики и гидродинамики. Скорость «карманников» была адекватна только в сравнении со скоростью тогдашних линкоров, развивавших порядка 23 узлов. К 1939 году появилось новое поколение быстроходных линкоров, при встрече с которыми шансы «карманников» уклониться от боя выглядели иллюзорными. Все «договорные» тяжелые крейсера или  легкие крейсера обладали еще более заметным превосходством в скорости. Panzerschiff оказался хорошим демонстратором передовых германских технологий, но как боевой корабль обладал крайне ограниченными возможностями. Кригсмарине испытали шок от осознания того, что эти корабли столь уязвимы для 8-дюймовых снарядов.

Случай с «Графом Шпее» заставляет повторить еще один урок: для рейдера даже небольшие повреждения могут стать фатальными. Как учил адмирал Мэхэн, истребители торговли могут причинить ущерб, но не могут нанести поражения более могучему флоту.
Tags: "Худшие корабли мира", kriegsmarine, германские линкоры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 68 comments