Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Categories:

Авианосец "Рюдзё" как представитель худших кораблей мира

В сфере моих личных пристрастий японский флот занимает почетное последнее (оно же первое с конца) место, деля его с американским. Тем не менее, есть у японцев корабли, на которые я реально западаю. И одним из них является авианосец «Рюдзё». Поэтому глава о нем в «Худших кораблях мира» читалась с особым вниманием. И тем сильнее оказалось разочарование. Престон ожидаемо оказался верен себе, написав много всяких слов и почти ничего не сказав о самом «драконе».

«Рюдзё» стал неотвратимой жертвой стремления Японского Императорского флота впихнуть литр в пол-литровую бутылку. Заложенное в проект водоизмещение 8000 тонн было попросту смехотворным для полноценного «флотского» авианосца, а добавление второго яруса ангара только усугубило проблему. Сотрудники американского военно-морского разведывательного отдела (ONI), опрашивавшие в 1946 году японских конструкторов, интересовались только техническими аспектами и не проявляли никакого интереса к их цене. Сравнивать по стоимости сопоставимые элементы своих и неприятельских кораблей всегда довольно сложно, однако можно сказать, что по затратам «Рюдзё» был намного хуже, чем по боевой эффективности. Чего стоит только время, проведенное им в доках для исправления заложенных в проект ошибок.

Одна серьезная проблема является общей для всех авианосцев – это меры предосторожности от возгорания авиационного топлива. Автор однажды сказал, выступая перед большой американской аудиторией на конференции в Аннаполисе: «Если бы японцы проектировали ваши авианосцы, вы проиграли бы битву при Мидуэе». Это поверхностное и легкомысленное суждение основано на том факте, что «Акаги», «Каги», «Хирю» и «Сорю» были выведены из строя и уничтожены массивными пожарами и взрывами. В противоположность этому, американский «Йорктаун» выдержал несколько бомбовых попаданий и пожаров, оставаясь в строю и сыграв важную роль в разгроме авианосного соединения адмирала Нагумо. Секрет конструкции американских (и британских) авианосцев заключался в защите и изоляции бензоцистерн, размещенных глубоко внутри корабля.

С позиции послезнания, «Рюдзё» мог бы оказаться хорошим эскортным авианосцем, но в 1930-е годы подобной концепции еще не существовало. В любом случае, Императорский флот не мог тратить столько денег на «защитника судоходства», поскольку такая роль считалась недостойной. Королевский флот был единственным, всерьез рассматривавшим вопрос переоборудования быстроходных лайнеров в конвойные авианосцы, американцы подключились к этому в 1940 году, построив большое количество таких кораблей. Япония никогда не смогла бы выиграть затяжную войну с США, но пренебрежение японского флота мерами по защите судоходства вплоть до 1943 года стало главным фактором национального поражения, более весомым, чем ядерные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки.

Грустная история «Рюдзё» отражает извечную головную боль конструкторов. Все казначейства и министерства финансов стремятся к снижению стоимости боевых кораблей, но всегда существует некая «красная линия», переходя которую экономный проект превращается в неэффективный. Корабли создаются для боя, и серьезное ухудшение боевых качеств ведет к тому, что их не рискуют ставить в строй. Это не означает, что только большой корабль может быть эффективным, но роль корабля и его способность решать требуемые задачи должны ставиться во главу угла.

И тут мы снова возвращаемся к raison d’être [смыслу существования] авианосца. Он заключается в способности оперировать самолетами вдали от береговых аэродромов, стало быть, отправной точкой для конструкторов должна быть авиагруппа. Всё остальное – пушки, броня и противопожарные средства – должно работать только на повышение эффективности авиагруппы. Весь, накопленный к сегодняшнему дню, боевой опыт говорит, что малый авианосец менее эффективен, чем большой. В большой корпус легче вместить все необходимое, с большой палубы легче взлетать и на нее легче садиться, а больший запас авиационного топлива и боезапаса позволяет большому авианосцу дольше оперировать в заданном районе.

*   *   *
P.S. В завершение рассказа – традиционный ляп самого Престона. Он пишет, что авиагруппа «Рюдзё» в декабре 1941 года состояла из 22 бомбардировщиков А5М4 «Кэйт» и 12 истребителей B5N2 «Клод». Пусть читатель гадает, что и как перепутал автор!
Tags: "Худшие корабли мира", nihon kaigun, авианосцы
Subscribe

Posts from This Journal “nihon kaigun” Tag

  • Американский справочник по японскому флоту

    В Сети появился (не исключаю, что уже давно) справочник-опознаватель кораблей японского флота, подготовленный американской разведкой в июне 1945 г. -…

  • Батальной живописи из пролива Суригао вам в ленту

    Картина Джона Гамильтона (John Hamilton) "Сигурэ" и "Ямасиро" в проливе Суригао Немного кликабельна Хотя, как по мне, линкор…

  • Последние минуты "Ямато"

    Я паду, как лепесток цветка, Стану мишенью для бомб и снарядов Оригинальная подпись: 大和最後一刻

  • Прикладная японская линкорометрия

    Красивая картинка авторства Оораи Нориёси. Разумеется, кликабельна. Разница в размерах "Фусо" и "Микасы" поражает не…

  • Любопытные японские кораблики

    На фотографии, сделанной в начале декабря 1941 г., когда японские войска оккупировали европейские сеттельменты Шанхая (китайскую часть города они…

  • Престон про "Ямато"

    Третий подряд японский корабль в «Худших кораблях мира» – великий и ужасный «Ямато». Престон верен себе, сводя оценку…

  • "Могами" как представитель худших кораблей мира

    Следом за «Рюдзё» в «Худших кораблях мира» идет другой японский корабль – тяжелый крейсер «Могами». С…

  • Картинка со странностью

    Будем считать это загадкой. Давно лежала в архиве эта картинка, но странность заметил только что. Если тоже заметите - попробуйте придумать хоть…

  • Японцы отдыхают

    Ничто человеческое им не чуждо... Рабаул. Японские моряки развлекают себя музыкой на закате. Оригинал подписи: 日軍在大平洋拉包爾 餘輝中奏起音樂取樂 Надо сказать,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 42 comments

Posts from This Journal “nihon kaigun” Tag

  • Американский справочник по японскому флоту

    В Сети появился (не исключаю, что уже давно) справочник-опознаватель кораблей японского флота, подготовленный американской разведкой в июне 1945 г. -…

  • Батальной живописи из пролива Суригао вам в ленту

    Картина Джона Гамильтона (John Hamilton) "Сигурэ" и "Ямасиро" в проливе Суригао Немного кликабельна Хотя, как по мне, линкор…

  • Последние минуты "Ямато"

    Я паду, как лепесток цветка, Стану мишенью для бомб и снарядов Оригинальная подпись: 大和最後一刻

  • Прикладная японская линкорометрия

    Красивая картинка авторства Оораи Нориёси. Разумеется, кликабельна. Разница в размерах "Фусо" и "Микасы" поражает не…

  • Любопытные японские кораблики

    На фотографии, сделанной в начале декабря 1941 г., когда японские войска оккупировали европейские сеттельменты Шанхая (китайскую часть города они…

  • Престон про "Ямато"

    Третий подряд японский корабль в «Худших кораблях мира» – великий и ужасный «Ямато». Престон верен себе, сводя оценку…

  • "Могами" как представитель худших кораблей мира

    Следом за «Рюдзё» в «Худших кораблях мира» идет другой японский корабль – тяжелый крейсер «Могами». С…

  • Картинка со странностью

    Будем считать это загадкой. Давно лежала в архиве эта картинка, но странность заметил только что. Если тоже заметите - попробуйте придумать хоть…

  • Японцы отдыхают

    Ничто человеческое им не чуждо... Рабаул. Японские моряки развлекают себя музыкой на закате. Оригинал подписи: 日軍在大平洋拉包爾 餘輝中奏起音樂取樂 Надо сказать,…