Из Деревни Приехал (sergiovillaggio) wrote,
Из Деревни Приехал
sergiovillaggio

Category:

Престон о ракетных катерах, или Последняя глава «Худших кораблей мира»

Вот и добрались мы до последней главы «Худших кораблей мира».
Посвящена она ракетным катерам типа «Ла Комбаттант». Правда, в тексте Престон много рассказывает и о других ракетных катерах, в т.ч. советских, в т.ч. добившихся первого успеха в бою «комарах» проекта 183Р, а в выводах забирается в дебри веков, начиная аж с первых миноносцев и торпедных катеров. Как обычно, за многословностью трудно вычленить рациональное зерно, почему же ракетные катера, добившиеся таких успехов в ходе арабо-израильских войн 1967 и 1973 годов и индо-пакистанского конфликта 1971 года, оказались в числе худших. В итоге всё сводится к единственному негативному фактору – уязвимости от атак самолетов и вертолетов. Из этого следует вывод, что 250- или 350-тонные катера – это плохо, зато корветы по 1000 тонн – это хорошо. Соглашаться или нет – дело ваше.


Ракетно-катерная революция 1970-х годов стала вторым воскрешением теории «poussiere navale» («морской пыли»), ассоциирующейся с Молодой Школой французского флота веком ранее. Тогда это были паровые миноносцы, которые должны были вымести броненосцы с поверхности моря. Как Marine Nationale, так и Королевский флот с конца 1870-х и на протяжении всех 1880-х строили большое количество миноносцев. На службе они показали себя хрупкими и ненадежными, очень подверженными повреждениям на маневрах, если только те не проводились в идеально спокойную погоду. Также они оказались бесполезными для разведки ввиду крайне ограниченной видимости с низкого мостика. Ответом на «угрозу» со стороны миноносцев стало появление в Королевском флоте в 1893 году «истребителей миноносцев» (torpedo boat destroyers – TBD). За счет роста водоизмещения в два раза была улучшена мореходность истребителей и появилась возможность для установки на них более мощных орудий. Всего за несколько лет истребители сделали все миноносцы устаревшими – они могли уничтожить миноносец артиллерией еще до того, как тот выйдет на дистанцию торпедного залпа.

Во время Первой мировой войны британский и итальянский флоты стали пионерами в развитии нового класса – торпедных катеров с бензиновыми двигателями, известными как Coastal Motor Boat (CMB) в Королевском флоте или Motobarca Armata Silurante (MAS) в Италии. Эти катера вызвали большое возбуждение среди молодых офицеров, желавших служить на них. MAS-15 под командованием лейтенанта Луиджи Риццо покрыл себя бессмертной славой, потопив австро-венгерский дредноут «Сент-Иштван» на Адриатике 10 июня 1918 г. В 1936 году он был помещен в музей в Риме. Главным успехом СМВ стал отважный рейд против большевицкого флота в Кронштадте 18 июня 1919 г. во время Интервенции. Несмотря на смелость их экипажей, четыре 55-футовых катера были потоплены при возвращении, сумев потопить старый крейсер «Память Азова», использовавшийся в качестве плавбазы.

Блистательный успех MAS-15 и даже сомнительные результаты рейда СМВ на Кронштадт заставили поверить, что торпедный катер может безнаказанно потопить большой корабль. Германский флот разработал превосходную серию «шнелльботов», добившихся серьезных успехов, используя сочетание безлунных ночей и тихой погоды. Новое поколение MAS добилось удивительно мало по сравнению с затраченными на них средствами, подвиги американских торпедных катеров (РТ-boats) на Тихом океане были чрезвычайно раздуты, а Прибрежные силы Королевского флота поначалу называли «дорогостоящим фарсом» [тут имеет место игра слов: Coastly Forces / Costly Farces – прим. пер.], но вскоре они нашли эффективные способы применения своих торпедных (MTB) и артиллерийских (MGB) катеров. Как было показано еще в 1918 году, основным противником катеров стала авиация. 11 августа 1918 г. отряд СМВ, действовавший у Терсхеллинга у побережья Голландии, был разогнан немецкими гидропланами, самолеты же покончили со «шнелльботами» в 1944-45 гг.

В послевоенный период англичане сконцентрировали усилия на улучшении силовых установок (дизели вмести пожароопасных бензиновых моторов) и усилении вооружения, однако в начале 1960-х Королевский флот бросил развивать быстроходные катера. С тех пор имели место два случая, продемонстрировавшие смертельную опасность, которую представляет для катеров авиация. Первый произошел 24-25 марта 1986 г., когда американские палубные самолеты нанесли ответные удары по ливийскому флоту, используя ракеты AGM-84 «Гарпун». Они потопили 59-метровый корвет типа «Нанучка» советской постройки и вывели из строя еще один, а также потопили катер типа «Комбаттант II» и повредили другой, не понеся потерь со своей стороны. Еще более показательной стала так называемая «Битва в проливе Бубиян» во время Войны в Заливе в 1991 г. Почти весь иракский флот, всего 37 единиц, был атакован тремя британскими вертолетами «Линкс», вооруженными противокорабельными ракетами «Си Скьюа», а закончили дело американские самолеты с ракетами «Мейверик». В числе иракских кораблей, потопленных или выведенных из строя «Си Скьюа», были пять бывших кувейтских ракетных катеров типа TNC-45, построенных фирмой «Люрсен» и захваченных во время вторжения в 1990 г., а также иракский десантный катер типа «Спасилач» и два патрульных катера типа «Жук».

Другими факторами, препятствующими использованию быстроходных ударных катеров, являются надежность и обитаемость. Чтобы иметь минимальное число катеров, готовых выйти в море, необходимо иметь несравненно большее число катеров. Малая численность экипажа затрудняет использование электроники. Малые размеры затрудняют техническое обслуживание и сокращают срок службы. Кажущаяся дешевизна катеров является надуманной. Израильтянам при передаче своих ракетных катеров ЮАР пришлось создать сложный комплекс техподдержки. Солидные флоты, подобные германскому или шведскому, тратят деньги на свои ракетные катера, однако большинство малых флотов больше беспокоятся о престиже, чем об эффективности.

Сегодня, если флот хочет обзавестись малыми ударными кораблями, то должен обратить взор на корветы с длиной около 62 метров. В них решены проблемы с обитаемостью и мореходностью, и только они могут быть обеспечены защитой от атак вертолетов. По иронии, именно Израиль к сегодняшнему дню отказался от фрегатов и эсминцев, заказав в 1989 г. 86-метровые корветы типа «Саар V».
Tags: "Худшие корабли мира", катера, послевоенный период, современность
Subscribe

Posts from This Journal “"Худшие корабли мира"” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 25 comments

Posts from This Journal “"Худшие корабли мира"” Tag